Дело №2-1493/10, решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 29 декабря 2010 года

Томский районный суд Томской области в составе

председательствующего Архипова А.В.,

с участием:

помощника прокурора Томского района Скрябина О.В.,

представителя ответчика - Кудряшевой В.К.,

при секретаре Дерр Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1493/10 по заявлению прокурора Томского района к Совету муниципального образования «Копыловское сельское поселение» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор Томского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с требованиями (с учетом уточненных требований) к Совету муниципального образования «Копыловское сельское поселение» о признании незаконным бездействие Совета муниципального образования «Копыловское сельское поселение», выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также непринятии муниципального правового акта, определяющего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, об обязании в срок до 01.02.2011 года принять муниципальный правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, об обязании проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

В обоснование заявленного искового требования указано, что Федеральным законом от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливаются правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов, т.е. положений нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, и их последующего устранения.

В соответствии со ст.2 ФЗ № 172-ФЗ одним из основных принципов организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность ее проведения.

П. 3 ч. 1 ст.3 ФЗ № 172-ФЗ установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов определена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В соответствии с п.1 ст.21 Устава муниципального образования «Копыловское сельское поселение» в структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Копыловское сельское поселение» входит представительный орган местного самоуправления - Совет Копыловского сельского поселения. В силу ст.39 Устава в систему муниципальных правовых актов входят решения Совета поселения. Согласно п.4 ст.39 Устава Совет поселения по вопросам, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории Копыловского сельского поселения, принимает решение о принятии соответствующего нормативного правового акта.

Так за июнь-июль 2010 года Советом Копыловского сельского поселения приняты следующие нормативные правовые акты: решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «Об утверждении изменений и дополнений в решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «О Положении о порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в
муниципальной собственности Копыловского сельского поселения»; решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «Об утверждении Положения «О порядке определения цены при продаже земельных участков, находящихся в собственности Муниципального образования «Копыловское сельское поселение», собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках и порядке их оплаты»; решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «О внесении изменений и дополнений в решение Совета Копыловского сельского поселения ХХХХ «Об утверждении бюджета
муниципального образования «Копыловское сельское поселение» на 2010
год»; решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «О внесении изменений и дополнений в решение Совета Копыловского
сельского поселения ХХХХ «Об утверждении бюджета муниципального образования «Копыловское сельское поселение» на 2010 год»; решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «О внесении дополнения в решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг на территории Копыловского сельского поселения»; решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «О тарифах на услуги системы горячего водоснабжения ООО «Копыловское ЖКХ»; решение Совета Копыловского сельского поселения от ХХХХ «Об утверждении порядка изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение,
обособление или приобретение которого связано с целями образования,
воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-
профилактической помощи».

Указанные правовые акты отвечают признакам нормативного правового акта, определенным п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.20 07 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Между тем, прокуратурой Томского района установлено, что Советом Копыловского сельского поселения антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов не проводится, порядок ее проведения не принят.

Из ответа на требование и.о. прокурора Томского района от 21.11.2010 года следует, что Советом Копыловского сельского поселения антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов не проводиться, порядок ее проведения не принят. Указанный акт будет принят 23.12.2010 года.

Вместе с тем, обязанность по проведению органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов возникла в силу закона с момента вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», то есть с 30.07.2009 года.

До настоящего момента правовой акт не принят, антикоррупционная экспертиза не проводится. Письмо председателя Совета Копыловского сельского поселения не свидетельствует об устранении нарушений и однозначно не гарантирует принятия акта 23.12.2010 года, поскольку решение Совета принимается коллегиально, необходимо соблюдения кворума и т.п. обстоятельства.

ФИО1 сельского поселения в указанной части противоречит прямому указанию об обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (его проекта) органом принявшим (разработавшим) данный акт (проект), содержащемуся в статьях 2 и 3 Федерального закона № 172-ФЗ, а также пункте 1 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96.

Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления коррупциогенных факторов (статья 1 Федерального закона № 172-ФЗ). Реализация нормативных правовых актов без проведения антикоррупционной экспертизы создает условия для проявления коррупции, и как следствие нарушает интересы неопределенного круга лиц - участников отношений, регулируемых рассматриваемыми правовыми актами.

Исходя из положений Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 19.05.2008 года N 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указа Президента РФ от 13.04.2010 года N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы», Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденного Президентом РФ от 31.07.2008 года N Пр-1568, следует, что противодействие коррупции, в том числе проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, является приоритетным направление деятельности Российской Федерации.

Непринятие мер Советом Копыловского сельского поселения по созданию правого акта, регулирующего порядок проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) Совета поселения, а также по проведению указанной экспертизы, нарушает интересы государства, выражающиеся в развитии правового общества и минимизации коррупционных проявлений.

Определением Томского районного суда Томской области от 29.12.2010 года производство по делу по требованиям прокурора Томского района к Совету муниципального образования «Копыловское сельское поселение» в части признания незаконным бездействия Совета муниципального образования «Копыловское сельское поселение», выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также непринятии муниципального правового акта, определяющего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, об обязании в срок до 01.02.2010 года принять муниципальный правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, прекращено, в связи с отказом прокурора от заявленных требований.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района предъявленные требования к Совету муниципального образования «Копыловское сельское поселение» (с учетом уточненного требования и частичного отказа от заявленных требований) поддержал в полном объеме.

Представитель Совета муниципального образования «Копыловское сельское поселение» Кудряшева В.К., действующая на основании доверенности, заявленные требования прокурора признала в полном объеме.

Заслушав пояснения помощника прокурора Томского района и представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации»).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что прокурор Томского района является надлежащим истцом по делу.

Согласно положения ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии со ст.2 указанного Закона одним из основных принципов организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность ее проведения.

Пунктом 3 ч. 1 ст.3 указанного Закона установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 3 указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Обязанность по проведению органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов возникла с момента вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно п. 1 ст.21 Устава Муниципального образования «Копыловское сельское поселение» в структуру органов местного самоуправления Копыловское сельское поселение входит представительный орган муниципального образования Копыловское сельское поселение» - Совет Копыловского сельского поселения.

Статьей 39 указанного Устава установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят решения Совета поселения.

В соответствии с п.4 ст.39 указанного Устава Совет поселения по вопросам, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории Копыловского сельского поселения, принимает решение о принятии соответствующего нормативного правового акта.

Из исследованных судом доказательств, следует, что за период с июня по июль 2010 года Советом Копыловского сельского поселения были приняты нормативные правовые акты, отвечающие признакам нормативного правового акта, что подтверждается решениями Советом Копыловского сельского поселения от ХХХХ, от ХХХХ, от ХХХХ

Из сообщения председателя Совета Копыловского сельского поселения от 21.12.2010 года следует, что Советом Копыловского сельского поселения не принят муниципальный правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Совета Копыловского сельского поселения. Положение о проведении антикоррупционной экспертизы рассмотрено Советом поселения, внесены некоторые изменения и на ближайшем заседании положение будет принято.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Советом муниципального образования «Копыловское сельское поселение» решение, регулирующее порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов было принято только 28.12.2010 года, что подтверждается решением ХХХХ от ХХХХ, суд, исходя из требований закона и в целях его соблюдения, считает необходимым обязать Совет муниципального образования «Копыловское сельское поселение» проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, в связи с чем, находит требования прокурора Томского района подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования прокурора ....., действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью.

Обязать Совет муниципального образования «Копыловское сельское поселение» проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий –

Судья Томского районного суда А.В. Архипов

Решение изготовлено в окончательном виде 03.01.2011 г.

в