Дело №2-135/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2011 года г. Томск
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Томского районного суда Хагель О.Г.,
при секретаре Рудьман М.Н.,
с участием:
заявителя – помощника прокурора Казначеевой Е.Н.,
представителя органа местного самоуправления, чьи бездействия обжалуются, Лобыня Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации Зоркальцевского сельского поселения об организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, обязании устранить допущенное нарушение,
установил:
Прокурор Томской межрайонной природоохранной прокуратуры Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд в порядке ст.ст.45, 254 ГПК РФ с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Зоркальцевского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов ..., исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, а также об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц путём организации водоотведения сточных вод, поступающих от жилых и социально-культурных объектов ..., исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.
В обоснование заявленных требований указывается, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, было установлено, что канализационные стоки от жилых домов и объектов социально-культурной сферы ... поступают на неработающие очистные сооружения, далее через выпускную трубу без санитарной очистки сбрасываются на рельеф местности припоселкового кедровника. В условиях существующей системы водоотведения фактическая возможность очистки сточных вод, поступающих от указанных объектов, отсутствует.
Из протокола анализа воды ... следует, что в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков, запах воды – сильный фекальный, стоки обладают острой токсичностью.
В соответствии с действующим законодательством, Уставом Муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», (принятого решением Совета Зоркальцевского сельского поселения от 10.03.2010г. №7) обязанность по организации водоотведения хозяйственно-фекальных стоков жилых и социально-культурных объектов ..., входящей в состав Зоркальцевского сельского поселения, относится к вопросам местного значения и в компетенции администрации Зоркальцевского сельского поселения.
До настоящего времени в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ликвидация несанкционированного сброса неочищенных сточных вод на рельеф администрацией не обеспечена.
Полагает, что сброс необезвреженных сточных вод, содержащих токсичные загрязняющие вещества, оказывает негативное влияние на почву, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующей территории, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека.
Бездействие администрации сельского поселения по решению вопроса об организации водоотведения нарушает гарантированное законом право неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, прямым следствием чего является невозможность использования соответствующей территории кедровника для рекреационных целей, а также для сбора дикоросов.
В качестве правового обоснования заявления указаны ст.42 Конституции РФ, ст.ст.14, 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.11, 34, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании помощник прокурора Казначеева Е.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, в части установления срока для исполнения решения суда указала, что в соответствии с отзывом главы поселения для исполнения решения суда прокурор не возражает установить срок 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, о котором заявляет представитель поселения Лобыня Е.В. Считает, что в отзыве обоснован срок исполнения решения суда.
В отзыве на заявление прокурора глава поселения Лобыня В.Н. указал, что устранить допущенные нарушения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным, поскольку в настоящее время на балансе Администрации отсутствуют объекты, предназначенные для очистки сточных вод в ..., а существующее полуразрушенное сооружение в окрестностях ... (предполагаемая станция очистки) является бесхозным и дальнейшая работа с этим объектом требует постановки его на кадастровый учёт и проведение реконструкции с существенными финансовыми вложениями. Полагает, что решение данного вопроса возможно только путём строительства нового объекта – выгребного резервуара, объёмом 100 м/3 в железобетонном исполнении, что потребует 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, сослался на отсутствие в бюджете в настоящее время денежных средств на строительство объекта.
Представитель лица, чье бездействие оспаривается, Лобыня Е.В., действующий на основании доверенности от ..., в судебном заседании требования прокурора, согласившегося с предложенным сроком исполнения решения суда, признал, представив письменное заявление об этом, в котором указал, что последствия признания заявленных требованием и принятия его судом ему разъяснены и понятны.
Выслушав представителей Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Казначееву Е.Н., органа местного самоуправления, чьи бездействия обжалуются, Лобыня Е.В., изучив и оценив материалы дела, суд находит требования межрайонного природоохранного прокурора Томской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
В ходе судебного разбирательства представитель органа местного самоуправления, чьи бездействия оспариваются, требования о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов ..., исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности со сроком исполнения решения суда до ... признал в полном объёме.
Последствия признания требования и принятия его судом Лобыня Е.В. разъяснены и понятны.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Из положений ч.4 ст.1 ГПК РФ следует, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что признание требований прокурора представителем органа, чьи бездействия оспариваются, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, направлено на устранение требований об устранении нарушений природоохранного законодательства и обеспечение благоприятной окружающей среды, суд считает возможным принять признание требований представителем Администрации сельского поселения
С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, гл.25 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Зоркальцевского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов ..., исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.
Обязать администрацию Зоркальцевского сельского поселения устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц путём организации водоотведения сточных вод, поступающих от жилых и социально-культурных объектов ..., исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, предоставив срок до ....
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд ... в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий
судья Томского районного суда: О.Г. Хагель