дело 2-50/11 по состоянию на 15.02.11 решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2011 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего - судьи Жолудевой М.В.,

при секретаре Филоновой Д.С.,

с участием:

представителя истца Скрябина О.В.,

представителей ответчика Гридасовой Е.А., Худякова В.А.,

представителя третьего лица Веркеева З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-50/11 по иску прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Восточная инвестиционная газовая компания» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду по муниципальному образованию «Л» за первый, третий, четвертый кварталы 2009 года, третий квартал 2010 года, судебных расходов,

установил:

Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями (с учетом их уточнения от 04.02.2011) к ООО «Восточная инвестиционная газовая компания» (далее ООО «ВИГК») о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду по муниципальному образованию «Л» в размере 310626,11 рублей, в том числе: за первый, третий, четвертый квартал 2009 года – 247683,63 рублей, за третий квартал 2010 года – 62942,48 рублей, судебных расходов в сумме 6306,26 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что согласно ст.ст. 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1992, Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» ответчик обязан осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду (выброс и сброс загрязняющих веществ, размещение отходов) 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Ответчиком в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора представлены корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в следующих размерах: за первый квартал 2009 года – 106998,08 рублей, за третий квартал 2009 года – 48566,18 рублей, за четвертый квартал 2009 года – 107948,55 рублей. Представленные расчеты органом, осуществляющим администрирование данной платы, не оспорены, в связи с чем могут быть использованы для определения задолженности ООО «ВИГК» по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года. Согласно расчету, представленному ООО «ВИГК» в Управление Росприроднадзора по ... области, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 года составляет 62942,48 рублей.

В нарушение требований Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 указанная плата в установленный срок ответчиком в полном объеме не внесена, задолженность за 1, 3, 4 кварталы 2009 года погашена только в частичном размере - 15829,18 рублей.

Считает, что невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет непоступление средств в бюджеты и невозможность финансирования их расходной части, что ведет к нарушению интересов неопределенного круга лиц, так как поступившие средства могли быть распределены нуждающимся за счет средств бюджета лицам, а также на социально-значимые проекты. Просил взыскать с ООО «ВИГК» на счет Управления Федерального Казначейства по ... области (Управление Росприроднадзора по ... области) задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года – 247683,63 рублей, 3 квартал 2010 года – 62942,48 рублей (из них 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта, 40% - в бюджет муниципального района), а также судебные расходы в доход местного бюджета в сумме 6306,26 рублей.

В судебном заседании представитель истца Скрябин О.В. уточненные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что до настоящего времени плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года, 3 квартал 2010 года ответчиком не уплачена в полном объеме. Корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленные ООО «ВИГК» за 2009 год, не оспаривал, настаивал на удовлетворении уточненных требований.

Представители ответчика Гридасова Е.А., действующая на основании доверенности от (дата), Худяков В.А, действующий на основании доверенности №... от (дата), возражений против размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, указанного в уточненных требованиях от 04.02.2011, не заявили, указав, что задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года погашена частично в размере 15829,18 рублей, за 3 квартал 2010 года плата не внесена. Однако полагают, что прокурор не вправе обращаться в суд с данными требованиями, кроме того данные требования подведомственны рассмотрению Арбитражным судом Томской области.

Представитель третьего лица Веркеев З.Н., действующий на основании доверенности от (дата), в судебном заседании возражений против уточненных требований прокурора от (дата) и исчисленного размера платы за негативное воздействие на окружающую среду не заявил. Корректирующие расчеты, представленные ООО «ВИГК» за 2009 год, не оспаривал.

Заслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит уточненные требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 9, 42, 58 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Статья 11 (части 1, 2) ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также предусматривает, что каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, в том числе предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г., все предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием обязаны вносить плату за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

На основании п. 1 Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется природопользователями.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «ВИГК» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (дата) и поставлено на учет в налоговом органе, что подтверждается свидетельствами серии 70 №..., №....

Из п. 2.2 Устава ответчика следует, что предметом их деятельности является, в том числе выработка (производство) тепловой энергии, переработка и утилизация отходов; заготовка и переработка древесины, производство столярных изделий, лесопиломатериалов, стройматериалов.

Согласно действующему законодательству указанные виды хозяйственной деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Представителями ответчика не оспаривалось, что осуществляемые ООО «ВИГК» виды хозяйственной деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, обязанности, предусмотренные вышеназванным законом, по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены и на ООО «ВИГК».

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Из материалов дела следует, что ООО «ВИГК» возложенные на него обязанности, указанные выше, надлежащим образом не были исполнены, в связи с чем Западно-Сибирским управление Ростехнадзора (дата) ответчику направлены требования №... об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года в сумме 228142,09 рублей, (дата) - №... об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 в сумме 63010,20 рублей.

Согласно п. 1 Порядка заполнения титульного листа Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (Приложение N2 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N204) корректирующий расчет представляется при обнаружении территориальными органами Ростехнадзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном Расчете, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представлении подтверждающих документов в целях применения коэффициента 0 к отходам производства и потребления, которые были фактически использованы (утилизированы) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве или передающихся для использования.

(дата) в соответствии с положениями указанного Порядка ООО «ВИГК» в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ... области представлены корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года по муниципальному образованию «Томский район», из них за 1 квартал – в сумме 106998,08 рублей, 3 квартал – 48566,18 рублей, 4 квартал – 107948,55 рублей.

Данные корректирующие расчеты платы за первый, третий, четвертый кварталы 2009 года Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора приняты, размер платы не оспорен.

В ходе рассмотрения дела представителем Управления Росприроднадзора по ... области корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года по муниципальному образованию «Л», представленные ООО «ВИГК», также не оспорены.

С учетом изложенного, суд при определении задолженности ответчика по плате за негативное воздействие на окружающую среду считает возможным принять за основу корректирующие расчеты платы за первый, третий, четвертый кварталы 2009 года

(дата) ООО «ВИГК» в Управление Росприроднадзора по ... области представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 года.

Правильность данного расчета также никем не оспаривалась.

По сведениям Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от (дата) плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года внесена ответчиком частично в размере 15829,18 рублей. Таким образом, за указанный период не внесена плата в размере 247683,63 рублей (106998,08 + 48 566,18 + 107948,55 – 15829,18).

В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств внесения ООО «ВИГК» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года в сумме 247683,63 рублей, 3 квартал 2010 года в сумме 62942,48 рублей в полном объеме на день рассмотрения дела ответчиком не представлено, размер задолженности не оспаривался.

На основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Доказательств обратному ответчиком не представлено, несмотря на то, что в ходе разбирательства дела ООО «ВИГК» неоднократно предоставлялось время для представления доказательств в обоснование своих возражений, определялся круг юридически значимых обстоятельств, по которым предлагалось представить необходимые доказательства, разъяснялись последствия их непредставления.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГП КРФ, суд находит уточненные требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ... области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 сентября 2004 г. N 107, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ... области, сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по ... области, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим свои полномочия на территории ... области.

Согласно Перечня главных администраторов доходов областного бюджета – территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Законом Томской области «Об областном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 28.12.2010 № 327-ОЗ Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... области выступает главным администратором доходов областного бюджета – территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (код – 048).

Согласно п. 2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ» (в редакции от 17.12.2010) к источникам доходов, закрепляемых за Росприроднадзором, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом изложенного, а также в соответствии со ст. 218 БК РФ, суд полагает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3, 4 кварталы 2009 года в сумме 247683,63 рублей, 3 квартал 2010 года – 62942,48 рублей подлежит взысканию с ответчика на счет Управления Федерального Казначейства по ... области (на лицевой счет Управления Росприроднадзора по ... области) и перечислению, согласно ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, в размере 20% - в федеральный бюджет, в размере 40% - в бюджет субъекта, в размере 40% - в бюджет муниципального района.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор Томского района Томской области освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ с ООО «ВИГК» взысканию в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 6306,26 рублей (5200 + 1% от суммы (310626,11 -200000).

Доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с требованием о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, и данный спор не подведомственен суду общей юрисдикции, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из содержания искового заявления следует, что оно предъявлено в интересах неопределенного круга физических лиц – жителей ..., чьи права нарушаются неисполнением ответчиком возложенной на него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности.

Следовательно, компенсационный характер платы за загрязнение окружающей среды свидетельствует о том, что денежные средства, поступившие в счет этой платы в доход бюджета, направляются на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды.

Таким образом, неисполнение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет непоступление средств в бюджет различных уровней для ее восстановления и охраны, чем нарушаются права неопределенного круга лиц – Томского района Томской области, установленные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подведомственны суду общей юрисдикции на основании ч. 1 ст. 22 ГПК РФ.

Принимая во внимание обстоятельства, установленные выше, суд считает, что прокурор Томского района Томской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обладает полномочиями на обращение в суд общей юрисдикции с заявленными требованиями.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Взыскать с ООО «Восточная инвестиционная газовая компания» на счет Управления Федерального Казначейства по ... области (Управление Росприроднадзора по ... области, ...) задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за первый, третий, четвертый кварталы 2009 года в размере 247683,63 рублей, за третий квартал 2010 года 62942,48 рублей, а всего 310626,11 рублей (из них 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта, 40% - в бюджет муниципального района).

Взыскать с ООО «Восточная инвестиционная газовая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6306,26 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-

Судья Томского районного суда М.В.Жолудева

...