Дело № 2-221/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2011 года г. Томск
Томский районный суд Томской области в составе:
Председательствующего Белькевич Г.Н.
при секретаре Наумовой О.С.
с участием:
процессуального истца – помощника прокурора Семитко С.Е.
представителя ответчика Хохловой О.Г.
представителя третьего лица – Администрации Томского района Семенчуковой Н.Н.
представителя третьего лица – Департамента по вопросам семьи и
детей Томской области Муратова Д.Л.
представителя третьего лица – Департамента финансов
Томской области Махриной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-221/11 по исковому заявлению Прокурора Томского района Томской области в интересах Овчинникова Ивана Евгеньевича к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Овчинникова И.Е. к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения.
В качестве третьих лиц привлечены Администрация Томского района, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент финансов Томской области.
В обоснование заявленных требований указано, что Овчинников И.Е., .. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Томского районного суда Томской области от 18.03.2005 года его отец О1 и мать О2 были лишены родительских прав.
На основании Постановления Главы Администрации Тегульдетского района от 20.10.2004 года № 286 несовершеннолетний Овчинников И.Е. передан под опеку С
Овчинников И.Е. признан нуждающимся в жилом помещении вследствие отсутствия жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в отдельный список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
В связи с тем, что за Овчинниковым И.Е. не закреплено жилое помещение, однако в соответствии со своим статусом лица, оставшегося без попечения родителей, он обладает правом на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма, относится к категории социально незащищенных слоев населения, не имеет юридического образования и возможности самостоятельно обратиться в суд, прокурор был вынужден обратиться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в интересах Овчинникова И.Е. к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения.
Просит обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения предоставить Овчинникову И.Е. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее ..... общей площади.
В качестве правового обоснования иска указаны ст. 40 Конституции РФ, абз. 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ч. 1, 2 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 1, 2, 3, ч. 1 ст. 6 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, ч. 1 ст. 49, ч. 2, 5 ст. 57 ЖК РФ.
Истец Овчинников И.Е. представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие по причине занятости на работе.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Семитко С.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Хохлова О.Г. исковые требования не признала. Пояснив, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения не может предоставить Овчинникову И.Е. жилое помещение, поскольку не выделены на это мероприятие денежные субвенции.
Ответчик - Администрация Зоркальцевского сельского поселения в лице Главы направила в адрес суда отзыв на исковое заявление прокурора Томского района, в соответствии с которым считает, что без обязания администрации Томского района предоставить выделенную Администрацией Томской области субвенцию в бюджет Зоркальцевского сельского поселения, администрацией поселения переданные государственные полномочия не могут быть исполнены.
Третье лицо Администрация Томского района в лице представителя Семенчуковой Н.Н., действующая на основании доверенности .... от .. считает, что исковые требования могут быть удовлетворены при условии установления обязанности соответствующего органа государственной власти ... по предоставлению средств областного бюджета на приобретение данного жилья.
Третье лицо- Департамент по вопросам семьи и детей Томской области в лице представителя Муратова Д.Л, действующего на основании доверенности .... от .. поддержал исковые требования и считает, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения является надлежащим ответчиком по данному делу. Представитель третьего лица Департамента финансов Томской области Махрина И.В.считает, что департаментом финансов выполнены обязанности по предоставлению субвенций на приобретение жилья.
Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, изучив и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему:
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Постановлению Администрации Тегульдетского сельского поселения от .. ..... Овчинников И.Е. с согласия родителей был передан под опеку С
На основании решения Томского районного суда Томской области от 18 марта 2005 года Овчинников И.Е., родившийся .. в ..., является сиротой в связи с лишением его родителей - О1, О2 родительских прав.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту закон № 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 вышеназванного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Овчинников И.Е в .. окончил .... специальный (коррекционный) класс ....-го вида МОУ «Ч» и на основании решения педагогического совета .... от .. получил свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса ....-го вида ....., что подтверждается справкой МОУ «Ч» .... от ...
Следовательно, на него распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные вышеуказанным законом Томской области.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2010 года) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. от 10.08.2010 года) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
На основании п. 4 ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно ч. 5 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию в виде субвенции.
На основании ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с Законом Томской области, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
.. для Томского района в целях обеспечения исполнения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также из их числа, в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» запланирована субвенция в размере ....., что подтверждается справкой Отдела по опеке и попечительству Управления по социальной политике Администрации Томского района от .. ...., а справкой от .. подтверждается, что субвенция в сумме .... запланирована для Администрации К сельского поселения.
Однако, право Овчинникова И.Е., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в силу закона, гарантированное государством, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных средств.
Согласно ч.1 ст.3 Закона Томской области №188-ОЗ от 11,09.2007года органы местного самоуправления имеют право на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
Овчинников И.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, что подтверждается Постановлением Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 68 Ж от 18.09.2009 года, основание – отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на территории Зоркальцевского сельского поселения установлена в размере не менее 11 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек, 17 кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина, учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан РФ, постоянно проживающих на территории Зоркальцевского сельского поселения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена в размере 13 кв.м. общей площади на одного члена семьи, что установлено решением совета Зоркальцевского сельского поселения от 30.01.2009 года.
Из справки .... от .. следует, что Овчинников И.Е. зарегистрирован и проживает по адресу: ... По указанному адресу проживает и его бывший опекун Сиз этого следует, что Овчинников И.Е. на территории Зоркальцевского сельского поселения не имеет жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Овчинников И.Е. не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту своих прав, также суд принимает во внимание отдаленность его места жительства.
Как следует из заявления, имеющегося в материалах дела, С обратилась в прокуратуру Томского района Томской области с заявлением в защиту прав в жилищной сфере Овчинникова И.Е.
При таких обстоятельствах суд находит законным и обоснованным обращение прокурора в суд с иском в интересах Овчинникова И.Е..
Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского поселения об обязании предоставить Овчинникову И.Е. жилого помещения по договору социального найма не менее .... кв.м. подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 89 ГПК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; освобождается от уплаты государственной пошлины.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются - государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения предоставить Овчинникову И.Е., .. года рождения, уроженцу ... жилое помещение в границах муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» по договору социального найма в размере не менее .... общей площади.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Председательствующий Г.Н. Белькевич