Дело № 2-323/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Кованцевой А.С.,
с участием:
представителя истца Скрябина О.В.,
представителя ответчика Басировой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Октябрьского сельского поселения о принятии мер к признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
прокурор Томского района Томской области, действуя на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Октябрьского сельского поселения о понуждении к принятию бесхозяйного имущества на баланс и обеспечению его безопасной эксплуатации, указав в обосновании заявленных требований следующее. По результатам проверки, проведенной прокуратурой по обращению исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, установлено, что в административных границах Октябрьского сельского поселения расположено гидротехническое сооружение «Пруд (...)» (далее – ГТС), которое в настоящее время стоит на учете, как бесхозяйный объект недвижимости. По результатам обследования, произведенного в (дата), уровень безопасности ГТС оценен как неудовлетворительный, эксплуатационное состояние как потенциально опасное. Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта необходимо проведение капитального ремонта. Ввиду отсутствия собственника ГТС представляет угрозу для безопасности неопределенного круга лиц. На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просил обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения в соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации принять меры к признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение «Пруд (...)» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании, представитель истца помощник прокурора Томского района Томской области Скрябин О.В., требование поддержал по основаниям указанным в заявлении, настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика Глава Октябрьского сельского поселения Басирова Г.М., действующая на основании Устава, иск не признала. В представленном письменном отзыве указала, что действующими нормативными актами не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать бесхозяйные ГТС на свой баланс, в бюджете поселения отсутствуют средства на их ремонт, содержание и эксплуатацию.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» в (адрес) расположено ГТС, в состав которого входят: земляная плотина, два водосбросных сооружения, пруд. ГТС относится к IV классу (в соответствии со СНиП 33-01-2003).
Данное ГТС является бесхозяйным, что подтверждается записью в ЕГРП о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с условным номером (№...) от (дата).
В соответствии с выводами Отчета «О проведении наблюдений за состоянием гидротехнического сооружения «Пруд (...)» уровень безопасности ГТС на момент обследования оценивается как «неудовлетворительный»; эксплуатационное состояние как «потенциально опасное», общий ущерб от возможной аварии составит ориентировочно (...) млн. руб..
В соответствии с п. 1.23 ст. 6 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» (далее-Устав) к вопросам местного значения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из п. 1.16 ст. 46 Устава в собственности Октябрьского сельского поселения может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе обособленные водные объекты на территории поселения.
Изложенные положения Устава, свидетельствуют о наличии правовых оснований у Администрации поселения совершать определенные действия в целях организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым безусловно относится и обязанность регистрации права собственности на являющееся бесхозяйным ГТС, поскольку на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иных субъектов, имеющих право регистрировать право собственности на указанные объекты, законом не предусмотрено.
Вопросы эксплуатации и финансового содержания объектов ГТС предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 06.06.2006 № 353 (в ред. 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений» и Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 №237 (в ред. от 08.05.2002) «Об утверждении положения об эксплуатации гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника».
Принимая во внимание изложенное, нельзя признать состоятельными доводы представителя ответчика о том, что действующими нормативными актами не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать бесхозяйные гидротехнические сооружения на свой баланс, а также об отсутствии в бюджете поселения средств на ремонт, содержание и эксплуатацию ГТС.
Оценивая исследованные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что принятие бесхозяйного ГТС в муниципальную собственность, является обязанностью органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данное ГТС.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Томского района Томской области к Администрации Октябрьского сельского поселения о понуждении принять меры к признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, удовлетворить.
Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения принять меры к признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение «Пруд (...)» в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
...
Председательствующий:
судья Томского районного суда А.И. Потапов