Дело №2-591/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 мая 2011 года г. Томск Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Хагель О.Г., при секретаре Мухамеджанове Т.Б., с участием: помощника прокурора Базановой В.П., представителя ответчика Гражданцева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Спасского сельского поселения о понуждении к совершению действий по обеспечению мер пожарной безопасности, установил: Прокурор Томского района Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Спасского сельского поселения об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в ...; разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы в указанных населённых пунктах и организовать в них отряды добровольной пожарной дружины. В обоснование заявленных требований указывается, что в ходе проведённой прокуратурой в феврале 2011 года проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Спасского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно – средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара отсутствуют в .... По данному факту прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, но ответчиком до настоящего времени не приняты меры по их устранению. Кроме того, в нарушение действующего законодательства Администрацией Спасского сельского поселения не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (отсутствуют минерализованные полосы, нет опашек) в .... Помимо указанного, в данных населённых пунктах не созданы отряды добровольной пожарной дружины в нарушение положений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. Обязанность по обеспечению указанных мер пожарной безопасности на данной территории в соответствии с законом и Уставом муниципального образования лежит на Администрации Спасского сельского поселения. Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населённых пунктов муниципального образования. В качестве правового обоснования иска указаны ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.52, 53.1 Лесного кодекса, ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.83 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.19, 22.1 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.112, 114, 116 Приказа МЧС РФ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ». В судебном заседании помощник прокурора Базанова В.П. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика Глава Спасского сельского поселения Гражданцев Д.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью. Вместе с тем, указал, что срок, заявленный прокурором, является нереальным, все возможные меры Администрацией сельского поселения принимаются. В настоящее время пожарная сигнализация установлено, они за ней следят, однако она не находится на балансе Администрации сельского поселения. Опашка поселений проведена на большей части территории. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 03.05.2011 года) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п.1.10 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Спасское сельское поселение» к вопросам местного значения Спасского сельского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов. Согласно ч.3 ст.2 Устава сельского поселения территория Спасского сельского поселения включает в себя, в том числе, .... Как следует из положений ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. от 29.12.2010 года), пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст.19 указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Пункт 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, устанавливает, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В соответствии с п.1 указанных Правил они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В судебном заседании установлено, что (дата) прокурором Томского района Томской области вынесено представление в адрес главы муниципального образования «Спасское сельское поселение» об устранении нарушений законодательства РФ о противопожарной безопасности. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что Администрацией сельского поселения принимаются активные, действенные меры для установки звуковых сигнализаций для оповещения людей на случай пожара. Указанное обстоятельство подтверждается представленным суду сообщением главы Спасского сельского поселения на имя прокурора Томского района от (дата) о том, что в связи с отсутствием устройства громкого оповещения при ЧС в ... администрация Спасского сельского поселения (дата) обратилась к Главе Томского района с просьбой оказать материальную помощь в приобретении названных устройств. Кроме этого, в подтверждение своих доводов о частичном исполнении требований прокурора стороной ответчика суду представлены: договор подряда № на установку сирен С-40 в целях предупреждения населения в случае угрозы в мирное и военное время в населённых пунктах ..., заключенный между А. и Б. (дата) и счет № от (дата) об оплате услуг согласно указанного договора. Вместе с тем, суду ответчиком не предоставлено акта о выполненных работах по установке сирен С-40 во всех населённых пунктах. Суду не представляетс, из вышеуказанных доказательств, однозначно сделать вывод о том, что в настоящее время средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории ... установлены и готовы к эксплуатации. Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в этой части законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора об установлении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара до настоящего времени на территории ... также подлежит удовлетворению. Разрешая требование прокурора об обязании ответчика разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы в ..., суд приходит к следующему. Согласно п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На основании п.6 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Часть 1 ст.52 ЛК РФ устанавливает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Как следует из п.1 ч.1 ст.53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Согласно ч.1, п.3 ч.2 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в настоящее время требование закона относительно организации минерализованных полос для защиты населённых пунктов исполнено частично, на большей территории. В подтверждение своих доводов стороной ответчика представлен договор на оказание услуг № от (дата), заключенный Администрацией Спасского сельского поселения (Заказчик) с В. (Исполнитель), в п. 1.1 которого установлено, что заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает выполнение работ по устройству противопожарных (минерализованных) полос для защиты населенных пунктов Спасского сельского поселения: ... с момента подписания договора в течение 10 дней, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги. Как следует из акта № от (дата), услуги по устройству противопожарных (минерализованных) полос для защиты населенных пунктов Спасского сельского поселения согласно договору № от (дата) выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объёму, качеству и срокам оказания услуг не имеет. Вместе с тем, судом установлено, что не на всей территории населённых пунктов Спасского сельского поселения организованы минерализованные полосы в соответствии с требованиями законодательства, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. Из представленных ответчиком доказательств нельзя сделать однозначно вывод о том, что минерализованные полосы ( опашка) границ поселения проведены в полной мере, принимая во внимание и объективные причины- расположение подсобных хозяйств граждан в границах лесной зоны или рядом. Суду не представлено фактических доказательств выполнения опашки поселений с указанием конкретных территорий. При таких обстоятельствах требование прокурора в этой части также подлежит удовлетворению. Разрешая требования прокурора в части обязания ответчика организовать отряды добровольной пожарной дружины, суд приходит к следующему. Пунктом 116 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 установлено, что в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара. Стороной ответчика не представлено доказательств того, что указанное требование закона Администрацией сельского поселения выполнено. При таких обстоятельствах требование прокурора об обязания ответчика организовать отряды добровольной пожарной дружины в ... является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования, суд находит обоснованным обращение прокурора в суд с данными исковыми требованиями. В исковом заявлении истцом заявлено требование об обязании ответчика совершить указанные действия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Данный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда и полагает возможным установить его в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить. Обязать Администрацию Спасского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: 1. установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в ...; 2. разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы в ...; 3. организовать отряды добровольной пожарной дружины в .... Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий судья Томского районного суда: О.Г. Хагель Мотивированный текст решения изготовлен (дата).