дело №2-588/11.решение вступило в законную силу.



Дело №2-588/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года г. Томск

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Хагель О.Г.,

при секретаре Мухамеджанове Т.Б.,

с участием:

помощника прокурора Базановой В.П.,

представителя ответчика Порошиной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Итатского сельского поселения о понуждении к совершению действий по обеспечению мер пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Итатского сельского поселения об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в ...; разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы, провести опашку в указанных населённых пунктах.

В обоснование заявленных требований указывается, что в ходе проведённой прокуратурой в феврале 2011 года проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Итатского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно – средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара отсутствуют в .... По данному факту прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, но ответчиком до настоящего времени не приняты меры по их устранению.

Кроме того, в нарушение действующего законодательства Администрацией Итатского сельского поселения не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (отсутствуют минерализованные полосы, нет опашек) в ... и ....

Обязанность по обеспечению указанных мер пожарной безопасности на данной территории в соответствии с законом и Уставом муниципального образования лежит на Администрации Итатского сельского поселения.

Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населённых пунктов муниципального образования.

В качестве правового обоснования иска указаны ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.52, 53.1 Лесного кодекса, ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.83 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.19, 22.1 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.112, 114 Приказа МЧС РФ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ».

В судебном заседании помощник прокурора Базанова В.П. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика и.о. Главы Итатского сельского поселения Порошина С.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объёме.

В письменном отзыве на исковое заявление Порошина С.М. указала, что для оповещения людей на случай пожара в ... получена пожарная сигнализация марки С-40, в настоящее время решается вопрос по её установке, а также о приобретении пожарной звуковой сигнализации для установки в .... В ... роль минерализованной полосы выполняет кольцевая асфальтобетонная дорога шириной 7 метров вокруг села. Дополнительно произведена опашка территории, прилегающей к А. и территории, прилегающей к садовым участкам жителей ..., протяженностью 1,9 км. В 2011 году планировалась произвести опашку в ..., протяженностью 11 км, по состоянию на (дата) произведена опашка, протяженностью 9,1 км. Полностью произвести опашку территории поселения не позволяет лес, расположенный в непосредственной близости от ... и находящийся в собственности федеральных органов. Для вырубки леса, находящегося в собственности федеральных органов, требуется ряд разрешительных документов и согласований с федеральными органами.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 03.05.2011 года) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Пункт 1.9 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Итатское сельское поселение» устанавливает, что к вопросам местного значения Итатского сельского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов.

Как следует из положений ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. от 29.12.2010 года), пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно ст.19 указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Пункт 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, устанавливает, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В соответствии с Уставом Муниципального образования «Итатское сельское поселение» его территория включает в себя среди прочих также ... и ....

Из представленных суду доказательств следует, что в настоящее время требование закона об установке на территории сельских поселений средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не выполнено ответчиком в частности на территории ... и ....

(дата) прокурором Томского района Томской области вынесено представление в адрес главы муниципального образования «Итатское сельское поселение» об устранении нарушений законодательства РФ о противопожарной безопасности.

После вынесения данного представления Администрацией Итатского сельского поселения были предприняты действия по приобретению и установке звуковой сигнализации, а именно: (дата) направлено письмо в специализированную организацию Б., а (дата) направлена заявка на приобретение звуковой сигнализации.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что в настоящее время звуковые сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории ... и ... установлены и готовы к эксплуатации, стороной ответчика суду не представлено.

При таких обстоятельствах требование прокурора об обязании Администрации Итатского сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в ... является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая требование прокурора об обязании ответчика разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы и провести опашку в ... и ..., суд приходит к следующему.

Согласно п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с п.1 указанных Правил они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.6 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Часть 1 ст.52 ЛК РФ устанавливает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Как следует из п.1 ч.1 ст.53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров.

Согласно ч.1, п.3 ч.2 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что роль минерализованной полосы в ... выполняет кольцевая асфальтобетонная дорога шириной 7 метров вокруг села, дополнительно проведена опашка, протяженностью 1,9 км. В ... произведена опашка протяженностью 9,1 км из запланированных 11 км. Полностью произвести опашку территории поселения не позволяет лес, расположенный в непосредственной близости от ..., однако Администрацией Итатского сельского поселения принимаются меры для решения данного вопроса.

В подтверждение своих доводов представителем ответчика представлены:

- акт приемки выполненных работ по созданию минерализованных полос от (дата), согласно которому было произведено обследование и замер выполненных минерализованных полос вокруг и внутри населенных пунктов ..., общей протяженностью 11 км, установлено, что работа выполнена качественно и в срок;

- обращение и.о. Главы поселения к начальнику Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и к Главе Томского района от (дата) по оказанию помощи в получении разрешительных документов на вырубку леса, находящегося в собственности федеральных органов, и согласований с федеральными органами.

Кроме того, стороной ответчика суду представлены сообщения Администрации Итатского сельского поселения на имя заместителя главы Администрации Томского района от (дата), из которых следует, что меры по проведению опашки территорий и обустройства противопожарных минерализованных полос неоднократно планировались Администрацией сельского поселения.

Вместе с тем, до настоящего времени в полном объёме обязанность ответчика по обеспечению мер пожарной безопасности путём создания минерализованных полос и проведения опашки в ... и ... не исполнена, что в судебном заседании не оспаривалось стороной ответчика.

При таких обстоятельствах требование прокурора в этой части суд также находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования, суд находит обоснованным обращение прокурора в суд с данными исковыми требованиями.

Кроме того, истцом заявлено требование об обязании ответчика совершить указанные действия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Данный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда и полагает возможным установить его в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Итатского сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в ... и ... и разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы, провести опашку в ... в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий судья

Томского районного суда: О.Г. Хагель

Мотивированный текст решения изготовлен (дата).