Р Е Ш Е Н И Е от 24 мая 2011 года по делу № 2-313/11 Именем Российской Федерации Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н. при секретаре Брыковой Е.В. с участием: представителя истицы Мастеровой Т.С. Большаниной Н.С. представителя ответчика – Администрации Богашевского сельского поселения Курта О.В. представителя третьего лица – Администрации Томского района Захаровой О.А., у с т а н о в и л : Мастерова Т.С. обратилась в суд с исковыми требованиями (с учётом их изменений) к Администрации Томского района о понуждении к производству расчета и предоставлению бюджету Богашевского сельского поселения за счёт средств областного бюджета субвенции на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения, к Администрации Богашевского сельского поселения Томского района о понуждении к предоставлению ей (Мастеровой Т.С.) вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не менее <...> м2. В ходе рассмотрения дела по существу, Мастерова Т.С. в лице своего представителя Большаниной Н.С., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности (бланк серии <адрес>6), выданной на её имя <...> сроком действия на три года, от предъявленного к Администрации Томского района искового требования отказалась в полном объёме. Отказ Мастеровой Т.С. от указанного искового требования принятом судом, производство по делу в дачной части прекращено, о чём вынесено соответствующее определение. В обоснование заявленных требований, в письменных заявлениях Мастерова Т.С. указала, что до заключения <...> брака, носила фамилию «Иванова». Она является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку отец И.С.А. умер <...>, мать И.К.П. решением Томского районного суда Томской области от <...> лишена родительских прав. С <...> года по <...> она проживала в <...>» в <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении. При этом отметила, что при помещении в детское учреждение, за ней никакое жилое помещение закреплено не было. В <...> года она была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании ст.51 Жилищного кодекса РФ. В списках общей очереди номер <...>, в льготном списке на получение жилой площади, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, она стоит в очереди под номером <...>. Также указала, что в <...> года она окончила <...>. В настоящее время регистрации по месту жительства не имеет. Отметила, что в соответствии с абз.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения» она, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не имеющая закреплённого за ней жилого помещения, по окончании её пребывания в образовательном учреждении, администрацией Богашевского сельского поселения должна быть однократно обеспечена вне очереди жилым помещением в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в границах муниципального образования «Богашевское сельское поселение». Истица Мастерова Т.С., надлежащим образом извещённая о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. В представленном суду письменном заявлении просила дело по существу рассмотреть в своё отсутствие с участием её представителя Большаниной Н.С. Суд в соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ счёл возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истицы Мастеровой Т.С. с участием её представителя Большаниной Н.С. В судебном заседании представитель истицы Мастеровой Т.С. – Большанина Н.С. заявленное Мастеровой Т.С. исковое требование поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным выше. Представитель ответчика – Администрации Богашевского сельского поселения Курта О.В., действующая на основании доверенности №..., выданной на её имя Главой поселения <...> сроком действия на один год, в судебном заседании против искового требования Мастеровой Т.С. не возражала, указав при этом, что бюджет Администрации Богашевского сельского поселения не предполагает обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями за счёт собственных средств, в связи с чем, Администрация не сможет предоставить жилое помещение Мастеровой Т.С. до того момента, пока в бюджет поселения не поступит субвенция для исполнения переданных органу местного самоуправления поселения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Представитель третьего лица – Администрации Томского района Захарова О.А., действующая на основании доверенности №..., выданной на её имя Главой района <...> сроком действия на один год, считала требование Мастеровой Т.С. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Третьи лица – Администрация Томской области, Департамент финансов Томской области, Управление финансов Администрации Томского района и Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении дела не заявляли. В представленных суду письменных заявлениях просили дело по существу рассмотреть в своё отсутствие. Суд в соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ счёл возможным рассмотреть иск Мастеровой Т.С. в отсутствие третьих лиц - Администрации Томской области, Департамента финансов Томской области, Управления финансов Администрации Томского района и Департамента по вопросам семьи и детей Томской области. Заслушав пояснения представителей истицы, ответчика и третьего лица- Администрации Томского района, изучив и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд находит исковое требование Мастеровой Т.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Часть 1 статьи 40 Конституции РФ провозглашает право каждого на жилище и указывает на недопустимость его произвольного лишения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18-ти лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указаны лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Представленным в материалы дела свидетельством о заключении брака (бланк серии I-ОМ №...) установлено, что до заключения <...> брака с М.М.М.. истица носила фамилию «Иванова». Из представленного суд свидетельства о рождении (бланк серии I-ОМ №...) следует, что родителями Ивановой Т.С., родившейся <...> в <адрес>, являются И.С.А. и И.К.П.. Решением Томского районного суда Томской области от <...> И.К.П. была лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Ивановой Т., <...> года рождения. Свидетельством о смерти (бланк серии I-ОМ №...) установлено, что И.С.А.. умер <...> в <адрес>, о чём Томским городским отделом Комитета ЗАГС Администрации Томской области <...> составлена запись акта о смерти за №...А. Справкой директора <...> от <...> за №... установлено, что в данном учреждении Иванова Т.С., <...> года рождения, воспитывалась с <...> по <...>. Информацией Главы Томского района от <...> за №... установлено, что на момент помещения оставшейся без попечения родителей несовершеннолетней Ивановой (Мастеровой) Т.С., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в <...> за ней никакого жилого помещения закреплено не было. В информации также указано, что жилищный вопрос Ивановой (Мастеровой) Т.С. будет решаться по достижению ею совершеннолетия и прибытия в Томский район на постоянное место жительства. Кроме этого, информация содержит указание на то, что Иванова (Мастерова) Т.С. поставлена на льготную очередь среди детей-сирот на приобретение жилья в Томском районе. Из представленного суду уведомления государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от <...> за №... следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Мастеровой Т.С., <...> года рождения, на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. В сообщении имеется указание на тот факт, что Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области, правопреемником которого является Управление Федеральной регистрационной службы по Томской области, приступило к проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с момента своего образования и передачи соответствующих полномочий. Отмечено, что до 03.09.1998 года государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (кроме земельных участков) и сделок с ним осуществляли Томский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации». По информации директора Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» от <...> № <...>, в филиале по состоянию на <...> сведения о наличии прав на недвижимое имущество у Мастеровой Т.С., <...> года рождения, отсутствуют. С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Мастерова Т.С. в соответствии со ст.1 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которая, как на момент выпуска из <...>, так и на настоящий момент, не имеет закреплённого за ней жилого помещения. Пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам. На основании ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства вне очереди жилой площадью по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области не ниже установленных социальных норм за счёт средств областного бюджета. Частью 1 статьи 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения», установлено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ч.2 ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчёту и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление ими полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ; осуществляют учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учёт осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счёт субвенции, предоставляемой в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. При этом, согласно ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательном и иных учреждениях, жилое помещение по договору социального найма предоставляется без очереди. В ходе судебного разбирательства судом установлено, что до помещения в ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Томского района» Мастерова Т.С. была зарегистрирована по ул.Линейной, д.18, в с.Богашево Томского района Томской области. Согласно Закону Томской области от 12.11.2004 № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» с.Богашево входит в границы муниципального образования «Богашевское сельское поселение». Учитывая изложенное выше, оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению Мастеровой Т.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на основании норм действующего законодательства должна быть возложена на Администрацию Богашевского сельского поселения. При этом судом во внимание принимается и то обстоятельство, что ответчиком в соответствии с положениями ст.ст.56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено каких-либо доказательств о прекращении осуществления Администрацией Богашевского сельского поселения возложенных на неё действующим законодательством государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённых жилых помещений, по основаниям и в порядке, предусмотренном ст.7 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Согласно решению Совета Богашевского сельского поселения от 11.12.2008 № 64 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной нормы площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по Богашевскому сельскому поселению составляет не менее <...> м2. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое требование Мастеровой Т.С. о понуждении Администрации Богашевского сельского поселения к предоставлению ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не менее <...> м2 подлежит удовлетворению. Суд считает, что разрешение данного спора в приведённом порядке не нарушает чьи-либо права и соответствует принципу разумности и справедливости. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Томский районный суд Томской области Р Е Ш И Л : исковое требование Мастеровой Т.С., предъявленное ею к Администрации Богашевского сельского поселения, - удовлетворить. Обязать Администрацию Богашевского сельского поселения предоставить Мастеровой Т.С., <...> года рождения, в границах муниципального образования «Богашевское сельское поселение» вне очереди по договору социального найма жилое помещение площадью не менее <...> м2. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного текста судебного решения. Председательствующий – судья Томского районного суда Томской области С. Н. Панфилов Мотивированный текст судебного решения изготовлен: <...>.