Дело №2-589/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 июня 2011 года г. Томск Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Хагель О.Г., при секретаре Рудьман М.Н. с участием: помощника прокурора Базановой В.П., представителя ответчика Зайцева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Копыловского сельского поселения о понуждении к совершению действий по обеспечению мер пожарной безопасности, установил: Прокурор Томского района Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Копыловского сельского поселения об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п. Копылово, д. Конинино, д. Кусково, д. Постниково, 104 км жд; организовать отряды добровольной пожарной дружины в указанных населённых пунктах, а также разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы в д. Конино. В обоснование заявленных требований указывается, что в ходе проведённой прокуратурой в феврале 2011 года проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Копыловского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно установлено, что в п. Копылово, д. Конино, д. Кусково, д. Постниково, 104 км жд отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; Администрацией Копыловского сельского поселения не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (отсутствуют минерализованные полосы, нет опашек) в д. Конино; кроме того, в п. Копылово, д. Конинино, д. Кусково, д. Постниково, 104 км жд не созданы отряды добровольной пожарной дружины. Обязанность по обеспечению указанных мер пожарной безопасности на данной территории в соответствии с законом и Уставом муниципального образования лежит на Администрации Копыловского сельского поселения. Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населённых пунктов муниципального образования. В качестве правового обоснования иска указаны ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.52, 53.1 Лесного кодекса, ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.83 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.19, 22.1 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.112, 114, 116 Приказа МЧС РФ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ». В судебном заседании помощник прокурора Базанова В.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении, за исключением в части организации отрядов добровольной пожарной дружины ( охраны ) в п. Копылово, д. Кусково, Конинино т.к. согласно представленного постановления Администрации Копыловского сельского поселения о т 5 мая 2011 года за № 59 в указанных населённых пунктах создана добровольная пожарная охрана. Представитель ответчика Зайцев Д.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, указав, что Копыловское сельское поселение не является дотационным районам и по мере поступления денежных средств, решаются вопросы соблюдения противопожарного режима. Указанные требования прокурора практически выполнены все, с учётом наличия денежных средств и права поселения на выбор средств защиты от пожаров. Считает, что для предоставления окончательно доказательств выполнения мероприятий по противопожарной безопасности по настоящему исковому заявлению, требуется срок до конца июля 2011г. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 03.05.2011 года) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании п.1.9 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Копыловское сельское поселение» к вопросам местного значения Копыловского сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. В соответствии с ч.3 ст.2 Устава сельского поселения территория Копыловского сельского поселения включает в себя, в том числе, п. Копылово, д. Конинино, д. Кусково, д. Постниково, в состав поселения входит жд 104 км. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. от 29.12.2010 года), пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В силу ст.19 указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. В соответствии с п.1 указанных Правил они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. На основании п.112 Правил пожарной безопасности для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На основании п.6 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Часть 1 ст.52 ЛК РФ устанавливает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Как следует из п.1 ч.1 ст.53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Согласно ч.1, п.3 ч.2 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Пункт 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Пунктом 116 Правил предусмотрено, что в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара. В судебном заседании установлено, что указанные требования закона не исполняются Администрацией Копыловского сельского поселения. Данное обстоятельство было выявлено ещё в феврале 2011 года, в результате чего прокурором Томского района Томской области в адрес Главы муниципального образования «Копыловское сельское поселение» вынесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о противопожарной безопасности. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из представленных суду сообщений главы Администрации Копыловского сельского поселения от 10.03.2011 года и 14.04.2011 года следует, что ответчиком принимаются меры по оборудованию населенных пунктов поселения звуковой сигнализацией для оповещения людей о пожаре, а также осуществляется работа по созданию добровольной пожарной охраны; из бюджета поселения выделены средства в сумме 60.000 рублей на приобретение и установку оборудования звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре в населённых пунктах. Вместе с тем, стороной ответчика не представлено доказательств устранения выявленных в ходе проверки прокуратурой Томского района нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности за исключением п. 3 исковых требований в части созданий добровольной пожарной охраны в п. Копылово, д. Конинино, д. Кусково. Существование указанных нарушений в настоящее время в судебном заседании представителем ответчика не оспаривались. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению за исключением организации отрядов добровольной пожарной дружины в п. Копылово, д. Кусково, Конинино, т.к. согласно представленного постановления Администрации Копыловского сельского поселения от 05.05.2011 года и приложения к постановлению – реестр добровольных пожарных добровольной пожарной охраны муниципального образования «Копыловское сельское поселение», в указанных населённых пунктах создана добровольная пожарная охрана. Исковое требование прокурора в части организации добровольной пожарной охраны (дружины, другие) подлежат удовлетворению в пределах компетенции органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.05.2011г № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313. Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования, суд находит обоснованным обращение прокурора в суд с данными исковыми требованиями. В исковом заявлении истцом заявлено требование об обязании ответчика совершить указанные действия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Данный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда и полагает возможным установить его в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ, доказательств тому, что указанный срок не является достаточным представителем ответчика не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить в части. Обязать Администрацию Копыловского сельского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу: 1. установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п. Копылово, д. Конино, д. Кусково, д. Постниково, жд 104 км; 2. разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы в д. Конино; 3. организовать отряды добровольной пожарной охраны в д. Постниково, жд 104 км., в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения. Председательствующий судья Томского районного суда: О.Г. Хагель