решение по делу № 2-598/11 вступило в законную силу 05.07.2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Жолудевой М.В.,

при секретаре Сутягиной А.С.

с участием:

представителя истца Нестребенко М.М.,

ответчика Разумовского Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-598/11 по иску прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Разумовскому ЮВ о запрете использования платежных терминалов для приема платежей физических лиц, не оборудованных контрольно-кассовой техникой,

установил:

Прокурор Томского района Томской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым требованием к индивидуальному предпринимателю Разумовскому Ю.В. (далее ИП Разумовский Ю.В.) о запрете использования платежного терминала № ..., расположенного по адресу: ..., магазин «Р», и платежного терминала № ..., расположенного по адресу: ..., магазин «Т», для приема платежей физических лиц, не оборудованных контрольно-кассовой техникой.

В обоснование заявленных требований, сославшись на положения ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», ч. 12 ст. 4, ст. 5, ч.ч. 1, 4 ст. 6, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» указал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства при эксплуатации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами платежных терминалов на территории ... в деятельности ИП Разумовского Ю.В. были выявлены нарушения в указанной сфере, а именно: через платежный терминал № ..., установленный по адресу: ..., магазин «Р», и платежный терминал № ..., расположенный по адресу: ..., магазин «Т», принимаются платежи от населения без применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Полагает, что использование ответчиком платежных терминалов без ККТ является незаконным, в связи с чем в силу ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей» подлежит прекращению.

Считает, что требования вышеуказанных законов о применении контрольно-кассовой техники направлены на обеспечение прав плательщиков – физических лиц, поскольку выдача чека подтверждает совершение расчетов, осуществляемых через платежный терминал. Использование платежного терминала для приема платежей физических лиц без применения ККТ нарушает гарантированные законом права в области торговли и оказания услуг, защиты прав потребителей – жителей ... района, а также граждан, временно пребывающих на его территории, т.е. неопределенного круга лиц.

Представитель истца Нестребенко М.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик - индивидуальный предприниматель Разумовский Ю.В. в судебном заседании заявленное требование признал в полном объеме, что изложил в письменном заявлении, которое приобщено к материалам дела. Не оспаривал, что до настоящего времени платежные терминалы № ... и № ... используются без применения контрольно – кассовой техники, просил предоставить срок – до (дата) для устранения выявленных нарушений.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ред. от 27.07.2010) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата.

Согласно ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (ред. от 08.05.2010) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ предусмотрено, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ).

Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ).

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 23.11.2009) индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если данные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места его нахождения.

В соответствии с ч 1 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

При этом контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ).

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ после 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от (дата) следует, что Разумовский ЮВ зарегистрирован (дата) ИФНС по ... в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРН № ....

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями ИФНС по ... району от (дата) № ..., протоколами осмотра принадлежащих ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № ..., № ... от (дата), проведенного государственным налоговым инспектором ИФНС по ... району на основании поручения № ... от (дата), а также чеками от (дата), из которых следует, что в них отсутствуют следующие сведения: наименование оплаченных услуг, номер ККТ. Из данного чека неясно, является ли ИП Разумовский Ю.В. поставщиком, оператором или платежным субагентом по приему платежей, а указанный в чеках номер телефона не позволяет идентифицировать его владельца.

Изложенное свидетельствует о незаконности использования платежных терминалов № ..., № ... принадлежащих ответчику, при приеме платежей от физических лиц без применения ККТ, нарушении прав неопределенного круга лиц при оказании услуги по приему платежей.

Из анализа ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что в случае установления противоправных действий исполнителя услуг в отношении неопределенного круга потребителей данные действия подлежат прекращению.

Таким образом, доводы истца о незаконности использования ответчиком платежных терминалов без применения ККТ суд находит законными и обоснованными.

Согласно ч. 2. ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Из материалов дела следует, что платежные терминалы № ..., № ..., принадлежащие ответчику, установлены в общественных местах – магазинах, куда имеет доступ любой гражданин – потенциальный потребитель, желающий оплатить услуги через данные платежные терминалы и имеющий право на получение кассового чека, подтверждающего оплату услуг.

При этом кассовый чек может быть выдан только контрольно-кассовой машиной.

Как выше установлено судом, ККТ в составе указанных платежных терминалов отсутствует, а чек, выдаваемый ими, не соответствует требованиям, предъявляемым к кассовым чекам Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ, чем нарушаются права неопределенного круга потребителей в области торговли и оказания услуг.

Судом также принимается во внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу ответчиком данный факт не оспаривался, более того, исковые требования прокурора им признаны в полном объеме.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования. Суд принимает признание ответчиком исковых требований, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В случае принятия признания иска ответчиком суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

С учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая волеизъявление ответчика Разумовского Ю.В., выраженное в письменном заявлении о признании иска, что является предусмотренной законом возможностью распорядиться предоставленными процессуальными правами и не противоречит закону, суд полагает, что признание иска ответчиком не нарушает права и законные интересы других лиц и считает возможным принять признание иска.

Согласно ч. 4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, исковые требования прокурора Томского района Томской области к индивидуальному предпринимателю Разумовскому Ю.В. о запрете использования для приема платежей физических лиц не оборудованных контрольно-кассовой техникой платежного терминала № ..., расположенного по адресу: ..., магазин «Р», и платежного терминала № ..., расположенного по адресу: ..., магазин «Т», подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о предоставлении ответчику срока до (дата) для устранения выявленных нарушений, суд приходит к следующим выводам.

Для установки ККТ, она должна быть приобретена и доставлена до места назначения, установлена в платежные терминалы.

Кроме этого, в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ред. от 27.07.2010) контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.

Поскольку установлено отсутствие ККТ в составе платежных терминалов № ... и № ..., суд считает, что для ее установки и регистрации в соответствии с требованиями законодательства РФ необходимо определенное время. С учетом изложенного, принимая во внимание баланс интересов: как потребителей, так и лица, оказывающего услуги по приему платежей от физических лиц, а также мнение прокурора по данному вопросу, суд полагает возможным предоставить ответчику срок до (дата) для ликвидации выявленных нарушений.

Из содержания ст. 204 ГПК РФ следует, что, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю Разумовскому ЮВ, имеющему ОГРН № ..., с (дата) использовать для приема платежей от физических лиц не оборудованные контрольно-кассовой техникой: платежный терминал № ..., расположенный по адресу: ..., магазин «Р»; платежный терминал № ..., расположенный по адресу: ..., магазин «Т».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Томский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Томского районного суда М.В.Жолудева

...