дело№2-623/11.решение вступило в законную силу.



Дело №2-623/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года г. Томск

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Хагель О.Г.,

при секретаре Рудьман М.Н.,

с участием:

помощника прокурора Базановой В.П.,

представителя ответчика Полещук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Туганский горно-обогатительный комбинат «Ильменит» о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

установил:

Прокурор Томского района Томской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Туганский горно-обогатительный комбинат «Ильменит» (далее по тексту – ОАО «ТГОК «Ильменит», ответчик) о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.

В обоснование заявленных требований указывается, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в ОАО «ТГОК «Ильменит» среднесписочная численность сотрудников составляет 103 человека, количество квотируемых рабочих мест – 2 человека, при этом трудоустроен один инвалид, что является нарушением законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно действующему законодательству организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Однако данная обязанность ответчиком не выполнена в полной мере: квота в размере 2% от среднесписочной численности организации не выполнена, в связи с чем просят обязать ОАО «ТГОК «Ильменит» выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.

В качестве правового обоснования иска указаны ст.ст.13, 25 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», ст.ст.20, 21, 24 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Томской области от 10.09.2003 года №109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области».

В судебном заседании помощник прокурора Базанова В.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям в части выделения одного рабочего места для трудоустройства одного инвалида, т.к. в процессе судебного разбирательства установлено, что всего необходимо было выделить два рабочих места в счёт квоты, в настоящее время работает в счёт квоты один инвалид. Дополнительно пояснила, что бесспорных доказательств о выделении второго места для инвалида не предоставлено суду, а согласно информации ответчика И.О. директора ОРУ ЦЗН Томского района на (дата)- вакансий нет, иных доказательств на настоящее время, именно о наличии вакансий одного рабочего места ( второго) для работы инвалидов в счёт квоты суду не предоставлено.

Представитель ответчика Полещук О.В., действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, указав, что до подачи заявления в суд прокурором, было выделено одно место для инвалида, т.к. работник, ранее принятый, представил сведения об инвалидности, в процессе судебного разбирательства приказом выделено и ещё одно место в счёт квоты, фактически принят один инвалид. Доказательств о наличии вакансий в настоящее время для второго рабочего места не имеется, но приказ от (дата) о выделении рабочего места для трудоустройства инвалида издан.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. от 24.07.2009 года) инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со ст.20 указанного ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путём проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьёй 21 Федерального закона №181-ФЗ установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с положениями ст.21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 года №109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» (с изм. от 08.04.2011 года) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере 2 процента к среднесписочной численности работников.

Из положений ч.2 ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

По смыслу Закона квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды, то есть с ними в соответствии с трудовым законодательством РФ оформлены трудовые отношения.

Из представленных суду сообщений ОАО «ТГОК «Ильменит», направленных в адрес ОГУ Центр занятости населения Томского района, следует, что:

- на (дата) среднесписочная численность работников организации составляет 103 человека, количество рабочих мест, созданных или выделенных в счёт квоты для приема на работу инвалидов – 0, численность инвалидов в счёт квоты за отчётный период – 0, количество граждан, работающих в организации на конец отчётного периода – 112, в том числе инвалидов – 0, имеется 4 вакансии;

- на (дата) среднесписочная численность работников организации составляет 103 человека, количество рабочих мест, созданных или выделенных в счёт квоты для приема на работу инвалидов – 0, численность инвалидов в счёт квоты за отчётный период – 0, количество граждан, работающих в организации на конец отчётного периода – 111, в том числе инвалидов – 1, вакансий нет;

- на (дата) среднесписочная численность работников организации составляет 107 человек, количество рабочих мест, созданных или выделенных в счёт квоты для приема на работу инвалидов – 1, численность инвалидов в счёт квоты за отчётный период – 0, количество граждан, работающих в организации на конец отчётного периода – 113, в том числе инвалидов – 1, вакансий нет;

- на (дата) среднесписочная численность работников организации – 107 человек, количество рабочих мест, созданных или выделенных в счёт квоты для приема на работу инвалидов – 2, численность инвалидов в счёт квоты за отчётный период – 0 количество граждан, работающих в организации на конец отчётного периода – 113, в том числе инвалидов – 1.

По сообщению и.о. директора ОГКУ «Центр занятости населения Томского района» от (дата) количество квотируемых рабочих мест в ОАО «ТГОК «Ильменит» по состоянию на (дата) – 2, количество занятых квотируемых рабочих мест – 1.

В подтверждение своих доводов о выполнении предусмотренной законом квоты представителем ответчика представлены:

- приказ генерального директора ООО «ТГОК «Ильменит» от (дата) «О выделении рабочего места», из которого следует, что рабочее место главного бухгалтера А. считается выделенным в счёт квоты для трудоустройства инвалидов;

- справка об инвалидности А.;

- трудовой договор, заключенный с А. (дата);

- приказ о приёме на работу А. от (дата);

- справка от (дата) о том, что А. по настоящее время работает в ОАО «ТГОК «Ильменит»;

- приказ заместителя генерального директора ООО «ТГОК «Ильменит» от (дата) «О выделении рабочего места», согласно которому в счёт выполнения квоты для приёма на работу инвалидов выделено одно рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Таким образом, на сегодняшний день в ОАО «ТГОК «Ильменит» трудоустроен 1 инвалид, для трудоустройства инвалидов выделено 2 рабочих места.

В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Сведений о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов по состоянию на (дата) ответчиком в ОГКУ «ЦЗН Томского района» не представлено, в судебное заседание представителем ответчика также не представлено доказательств того, что в организации трудоустроено 2 инвалида, либо имеется вакансия для приёма второго инвалида.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность ответчика как работодателя по выделению для инвалидов рабочих мест в размере 2% к среднесписочной численности работников, предусмотренная действующим законодательством, не исполнена в полной мере, в связи с чем заявленные прокурором требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части выделения 1 рабочего места для трудоустройства инвалидов.

Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При изложенных обстоятельствах суд находит обоснованным обращение прокурора в суд с исковыми требованиями, учитывая и издание приказа ответчиком от (дата), но отсутствие доказательств выделения рабочего места для инвалида, наличия вакансии по приказу, поскольку невыполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей в данной сфере влечёт нарушение трудовых прав инвалидов, создает препятствия к их занятости.

На основании подп.9 п.1 ст.336 Налогового кодекса РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины.

Исходя из положений ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, на основании подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета взысканию подлежит государственная пошлина в размере 4.000 рублей.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Туганский горно-обогатительный комбинат «Ильменит» выделить одно рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Туганский горно-обогатительный комбинат «Ильменит» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4.000 (четырёх тысяч) рублей.

В остальной части иска прокурору Томского района Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Председательствующий

судья Томского районного суда: О.Г. Хагель

Мотивированный текст решения изготовлен (дата)