решение по делу №2-596/11 вступило в законную силу 09.07.2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2011 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Жолудевой М.В.,

при секретаре Сутягиной А.С.

с участием:

представителя истца Базановой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-596/11 по иску прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Мирненского сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Прокурор Томского района Томской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями ( с учетом их уточнения от (дата) ) к Администрации Мирненского сельского поселения о понуждении к установке средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п. ...; к разработке мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в п. ... в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о противопожарной безопасности со стороны Администрации Мирненского сельского поселения. Так, в нарушение ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», ч. 7 ст. 83 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в п. ... отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Кроме этого, ответчиком также не соблюдены требования ст.ст. 52, 53.1 Лесного кодекса РФ, ст. 22.1 ФЗ «О пожарной безопасности», п. 112 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, в частности, в указанных населенных пунктах не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (отсутствуют минерализованные полосы или опашка).

До настоящего времени указанные нарушения закона ответчиком не устранены.

Считает, что неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения; имуществу граждан; территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования «Мирненское сельское поселение».

Представитель истца Базанова В.П. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суд не известил.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования прокурора Томского района Томской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В исковом заявлении ставится вопрос о защите прав граждан как постоянно проживающих на территории Муниципального образования «Мирненское сельское поселение», так и временно пребывающих на территории поселения в области соблюдения противопожарной безопасности ответчиком.

Изложенное свидетельствует о том, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Администрация Мирненского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления.

Из п. 12 ч. 2 ст. 2 Закона Томской области от 12 ноября 2004 г. N 241-ОЗ "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района" (с изменениями от 12 января 2005 г.) следует, что Муниципальное образование «Мирненское сельское поселение» включает в себя, в том числе, и населенные пункты: ....

В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 03.05.2011) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

На основании п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 29.12.2010) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 19 Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 29.12.2010) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Пунктом 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Также п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ предусмотрено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств тому, что на день рассмотрения дела Администрацией Мирненского сельского поселения установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в п. ..., ответчиком не представлено, доводы истца по заявленным требованиям не опровергнуты.

Факт отсутствия на территории Мирненского сельского поселения средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара подтверждается письмами Главы поселения от (дата) № ..., (дата) № ....

С учетом изложенного, суд считает установленным, что требования действующего законодательства в области пожарной безопасности в указанной части Администрацией Мирненского сельского поселения нарушены.

При этом суд считает обоснованным довод истца о том, что неисполнение вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории Мирненского сельского поселения; имуществу граждан; территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов данного муниципального образования.

Принимая во внимание изложенное, а также актуальность проблемы пожарной безопасности на территории РФ при возможном перебросе огня при лесных и торфяных пожарах на здания, дома и сооружения, находящиеся на территории поселений, особенно в летний период времени, суд считает, что отсутствуют основания для предоставления ответчику месячного срока для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, и принятое решение подлежит немедленному исполнению после вступления его в законную силу.

При этом судом также принимается во внимание, что прокурором Томского района еще (дата) выносилось в адрес ответчика предостережение с требованием о необходимости устранения нарушений противопожарной безопасности. Однако, на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено никаких доказательств, свидетельствующих об их устранении.

Ссылки истца на несоблюдение ответчиком требований, предусмотренных ст. 22.1 ФЗ « О пожарной безопасности», ст. ст. 52, 53.1 Лесного кодекса РФ, суд находит несостоятельными, поскольку в указанных нормах права изложены меры, направленные на охрану лесов от пожаров. При этом, из искового заявления прокурора не следует, что им заявлено требование в чьих-либо интересах по защите лесного фонда от пожаров. В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимается решение только по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Мирненского сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п. ...; разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в п. ....

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Томский районный суд Томской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста судебного решения.

Председательствующий –

судья Томского районного суда М.В.Жолудева

...