дело №2-725/11.решение вступило в законную силу.



Дело №2-725/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года г. Томск

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Хагель О.Г.,

при секретаре Рудьман М.Н.,

с участием помощника прокурора Федько П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. о запрете использования в деятельности платёжного терминала, не оборудованного контрольно-кассовой техникой,

установил:

Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю (далее по тексту – ИП) Соснину А.А. о запрете использования для приёма платежей физических лиц платёжного терминала , не оборудованного контрольно-кассовой техникой, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленного требования указывается, что по результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства при эксплуатации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами платёжных терминалов на территории Томского района Томской области были выявлены нарушения в указанной сфере в деятельности ИП Соснина А.А. Установлено, что через вышеуказанный платёжный терминал в нарушение требований действующего законодательства продолжается приём платежей от населения без применения контрольно-кассовой техники. Владельцем данного терминала является ИП Соснин А.А.

Требования закона о применении контрольно-кассовой техники направлены на обеспечение прав плательщиков – физических лиц, поскольку выдача чека обеспечивает подтверждение совершенных расчетов, осуществляемых через платёжный терминал. Использование платёжного терминала для приёма платежей физических лиц без применения контрольно-кассовой техники нарушает гарантированные законом права в области торговли и оказания услуг, защиты прав потребителей – жителей Томского района, а также граждан, которые временно находятся на его территории, то есть неопределённого круга лиц.

Ссылаясь на положения ст.5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платёжных карт», ч.12 ст.4, ст.ст.5, 6, 8 Федерального закона «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», ст.ст.9, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит запретить ИП Соснину А.А. использовать для приёма платежей физических лиц не оборудованный контрольно-кассовой техникой платёжный терминал , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Федько П.С. заявленные требования поддержал в полном объёме по изложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик ИП Соснин А.А., надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражения по иску и доказательства в обоснование своих возражений не представил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав объяснение процессуального истца, изучив и оценив письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как устанавливает ст.1 Федерального закона от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изменениями от 27.07.2010 года), платежный терминал – устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).

Согласно п.2 ст.5 указанного ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала.

Статья 1 Федерального закона от 22.05.2003 года устанавливает, что контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

На основании п.1 ст.3 указанного ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Как предусмотрено п.2 ст.3 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Указанным ФЗ в п.3 ст.3 предусмотрены также конкретные виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями от 08.05.2010 года) платежный агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; платежный субагент – платежный агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В судебном заседании помощник прокурора пояснил, что ИП Соснин А.А. является платежным субагентом, в своей деятельности использует платежные терминалы, в том числе платёжный терминал , находящийся <адрес>

Из положений ч.ч. 1, 3 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 23.11.2009 года) следует, что индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если данные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места его нахождения.

Согласно ч.12 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику установлены в ст.5 ФЗ от 03.06.2009 года №103-ФЗ, из положений ч.1 и ч.2 которой следует, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать предусмотренные данной статьей обязательные реквизиты.

Часть 3 ст.5 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает, что все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

Из положений ст.6 указанного ФЗ следует, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы, которые должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной ст. 4 данного ФЗ;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных ст.5 указанного Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Часть 3 ст. 8 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ устанавливает, что после 01 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

В судебном заседании установлено, что ответчик Соснин А.А. с (дата) является Индивидуальным предпринимателем, что подтверждается представленной суду выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от (дата).

В соответствии с сообщением ИФНС России по Томскому району Томской области от (дата) в ходе проведения инвентаризации платежных терминалов установлен факт использования платежных терминалов без установленной в них контрольно-кассовой техники. В списке лиц указан ИП Соснин А.А. – <адрес>.

Как следует из протокола осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от (дата), составленного специалистом 1 разряда ИФНС России по Томскому району Томской области в <адрес>, в указанном магазине в торговом зале установлен платёжный терминал , при оплате услуг сотовой связи через который ККМ не применена, чек не отбит. Платежным агентом является ИП Соснин А.А.

Из объяснения Соснина А.А., полученного помощником прокурора П. (дата), следует, что факт принадлежности ему платежного терминала и отсутствия контрольно-кассовой техники в нём ответчиком не оспаривался.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании стороной ответчика не представлено доказательств в обоснование своих возражений против иска, при этом суд считает, что времени для представления доказательств было достаточно.

Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд считает установленным, что приём ответчиком платежей от населения через платежный терминал , не оборудованный контрольно-кассовой техникой, расположенный в торговом зале магазина <адрес>, является незаконным.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что платежный терминал , принадлежащий ответчику, находится в торговом зале магазина, куда имеет доступ любой гражданин – потенциальный потребитель, желающий оплатить услуги через данный платежный терминал и имеющий право на получение кассового чека, подтверждающего оплату услуг. При таких обстоятельствах суд считает обоснованным обращение прокурора в суд с иском, так как действиями ответчика по использованию для приёма платежей от населения через платёжный терминал, не оборудованный контрольно-кассовой техникой, нарушаются права неопределенного круга лиц – потребителей в области торговли и оказания услуг.

Из положений ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что в случае установления противоправных действий исполнителя услуг в отношении неопределенного круга потребителей данные действия подлежат прекращению.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о запрещении ИП Соснину А.А. использования для приема платежей физических лиц не оборудованного контрольно-кассовой техникой платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес>, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании подп.9 п.1 ст.336 Налогового кодекса РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины.

Исходя из положений ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, на основании подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета взысканию подлежит государственная пошлина в размере 4.000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Запретить Индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. использовать для приёма платежей физических лиц не оборудованный контрольно-кассовой техникой платёжный терминал , расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Соснина А.А., родившегося (дата) в <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4.000 (четырёх тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Председательствующий –

Судья Томского районного суда: О.Г. Хагель