2-779/2011 Решение вступило в законную силу



Дело № 2-779/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Потапова А.И.,

при секретаре Кованцевой А.С.,

с участием:

помощника прокурора Томского районаТомской области Федько П.С.,

истца Гречишникова Е.С.,

представителя ответчика Басировой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Октябрьского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор Томского района Томской области, действуя на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов Гречишникова Е.С., обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленного требования следующее. Гречишников Е.С., (дата) рождения, относится к категории детей-сирот, так как его мать умерла, отец отсутствует. На основании Постановления Муниципалитета Томского района № (№...) от (дата) над несовершеннолетним Гречишниковым Е.С. установлена опека. При этом за Гречишниковым Е.С. жилая площадь не закреплялась. В настоящее время Гречишников Е.С. фактически не имеет закрепленного жилого помещения. Согласно информации, предоставленной Администрацией Октябрьского сельского поселения, Гречишников Е.С. включен в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 35, ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения предоставить Гречишникову Е.С. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. общей площади.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Федько П.С., Гречишников Е.С.заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации Октябрьского сельского поселения, Басирова Г.М., действующая на основании Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что переданные государственные полномочия не обеспечены финансированием.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилыми помещениями (ст. 8 Закона).

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (ред. от 08.04.2011) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ч. 4 ст. 3 указанного Закона, в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, переданных настоящим Законом; осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Из п. 1, 2 Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 04 марта 2009 N 40а "Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" следует, что Субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субвенции), предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Томской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке Законом Томской области от 11 сентября 2007 года N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения". Основанием для расходования субвенций является принятие муниципального правового акта органа местного самоуправления.

Постановлением Муниципалитета Томского района (№...) от (дата) Гречишников Е.С., (дата) года рождения, передан под попечительство М.О.Н.. Мать умерла (дата), отца нет.

Согласно справке Отдела по опеке и попечительству Управления по социальной политике Администрации Томского района (№...) от (дата), Гречишников Е.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при установлении опеки жилая площадь не закреплялась.

Учитывая изложенное, суд находит установленным, что Гречишников Е.С., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании чего имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилыми помещениями.

В силу ч. 1, подпункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по договорам социального найма предоставляются без очереди. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно Решению Совета Октябрьского сельского поселения от 04 февраля 2009 года № 53 « О внесении изменений в Решение Совета Октябрьского сельского поселения № 54 от 18 августа 2006 года «О порядке установления дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» норма предоставления площади жилого помещения по Октябрьскому сельскому поселению по договору социального найма составляет не менее 14 кв.м. общей площади для одиноко проживающего.

Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Как следует из преамбулы Закона Томской области от 11 сентября 2007 N 188-ОЗ (ред. от 10.08.2010) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", Законом Томской области от 27 декабря 2010 г. N 327-ОЗ настоящий Закон введен в действие с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г..

В соответствии с п. 11 Приложения 12 к Закону Томской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусматривающем «Перечень законов Томской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области отдельными государственными полномочиями, вводимых в действие с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года» отнесен и Закон Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Как следует из Приложения № 16 (таблица 28) «Распределение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» к Закону Томской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию «Томский район» на период 2011 года, в целях обеспечения переданных государственных полномочий, выделена сумма в размере (...) тыс руб..

Поскольку предоставление Гречишникову Е.С. жилого помещения является прямой обязанностью Администрации Октябрьского сельского поселения и не противоречит положениям ст.ст. 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, то выполнение указанной обязанности не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Кроме того, вопросы наличия или отсутствия денежных средств на, исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств. В случае если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Оценивая в совокупности все исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск прокурора Томского района Томской области, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Томского района Томской области к Администрации Октябрьского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения предоставить Гречишникову Е.С., (дата) рождения, по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

...

Председательствующий:

судья Томского районного суда Потапов А.И.