дело №2-759/11.решение вступило в законную силу.



Дело №2-759/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года г. Томск

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Хагель О.Г.,

при секретаре Рудьман М.Н.,

с участием:

помощника прокурора Ильмурадова В.А.,

представителя Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» Асеева В.А.,

представителя заинтересованного лица ООО «Консоль» Николаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и понуждении к устранению нарушений,

установил:

Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение», выразившегося в отсутствии организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, а также об обязании Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации указанного водоотведения в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления указывается, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, выявлены нарушения природоохранного законодательства при организации водоотведения в <адрес>. В нарушение требований действующего законодательства канализационные стоки от здания Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение», двух пятиэтажных, трех двухэтажных жилых домов, здания школы, пекарни, нескольких одноэтажных индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес>, а также от пятиэтажного жилого дома и здания Б. поступают через выпускные трубы на рельеф местности без очистки в результате разрушения ранее действующих станций перекачки и канализационных очистных сооружений. В условиях существующей системы водоотведения фактическая возможность очистки сточных вод, поступающих от указанных объектов в этих населённых пунктах, отсутствует. Анализ сточной воды выявил, что в ней присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков, запах воды сильный фекальный, стоки обладают острой токсичностью.

Обязанность организовать водоотведение хозяйственно-фекальных стоков жилых и социально-культурных объектов <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, в силу действующего законодательства возложена на Администрацию Муниципального образования «Воронинское сельское поселение». При этом до настоящего времени Администрацией поселения ликвидация несанкционированного сброса неочищенных сточных вод на рельеф не обеспечена.

Сброс необезвреженных сточных вод, содержащих токсичные загрязняющие вещества, оказывает негативное влияние на почву, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующей территории, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека. Бездействие Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» по решению вопроса об организации водоотведения, исключающего несанкционированный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, нарушает гарантированное ст.42 Конституции РФ право неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Ссылаясь на положения ст.ст.7, 42 Конституции РФ, п.4 ч.1 ст.14, п.1 ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.34, ч.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», просит признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение», выразившееся в отсутствии организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, и обязать Администрацию устранить допущенное нарушение путем организации указанного водоотведения в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ильмурадов В.А. заявление поддержал в полном объёме по изложенным основаниям, настаивал на его удовлетворении.

Представитель органа, чьё бездействие оспаривается, Асеев В.А., действующий на основании доверенности от (дата), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления прокурора, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация водоснабжения населения и водоотведения, а не непосредственный приём и очистка сточных вод. В <адрес> имеются системы канализации сточных вод, а также канализационные перекачивающие станции и системы очистки сточных вод. Все объекты ЖКХ на территории поселения были переданы Администрацией в управление ООО «Консоль» по концессионному соглашению. ООО «Консоль» по этому соглашению обязалось в том числе осуществлять удаление и очистку сточных вод с использованием переданного имущества, поддерживать имущество в исправном состоянии и за свой счёт осуществлять текущий и капитальный ремонт. Кроме того, между Администрацией поселения и ООО «Консоль» заключен договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, согласно которому ООО «Консоль» принимает в <адрес> сточные воды и получает за это оплату. Считает, что Администрация Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» не допускала бездействия, выразившегося в отсутствии организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых домов и социально-культурных объектов в <адрес>, поскольку силами Администрации в указанных населённых пунктах обеспечено наличие необходимого имущества для водоотведения, обеспечено наличие специализированной организации, осуществляющей деятельность по водоотведению, и заключен с ней договор, организована оплата оказанных услуг, то есть Администрация совершила все необходимые действия по организации водоотведения в <адрес>, заявление предъявлено к ненадлежащей стороне по делу.

Определением Томского районного суда Томской области от 22.07.2011 года по ходатайству представителя органа, чьё бездействие оспаривается, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Консоль» (далее по тексту – ООО «Консоль»).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Консоль» Николаев К.В., действующий на основании доверенности от (дата), пояснил, что ООО «Консоль» эксплуатирует объекты водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения на основании договора аренды, заключенного с Администрацией Муниципального образования «Воронинское сельское поселение». Приложением №1 к договору аренды имущества четко не обозначены и не определены эксплуатируемые объекты водоотведения. Канализационных сетей нет ни в <адрес>, ни в <адрес>, в котором кроме того нет перекачивающих станций и очистных сооружений. В <адрес> согласно договору имеются очистные сооружения, которые введены в эксплуатацию (дата), но фактически очистные сооружения в системе водоотведения отсутствуют. Фактически ООО «Консоль» эксплуатирует только трубопроводы канализации в <адрес> в том техническом состоянии, в каком они были переданы. Полагает, что восстановление или строительство очистных сооружений должно являться задачей собственника объекта, то есть Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение».

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии сч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 11.07.2011 года) окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Как установлено ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм. от 30.12.2008 года), отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 25.07.2011 года) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ст.1 Водного кодекса РФ под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

В п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года №167, указано, что водоотведение – технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; сточные воды – воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).

В соответствии с ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Согласно ч.1 ст.7 Закона Томской области от 12.08.2008 года №168-ОЗ (с изм. от 05.04.2010 года) «О регулировании отдельных водных отношений, связанных с использование и охраной поверхностных объектов, на территории Томской области» решение вопросов водоотведения бытовых сточных вод населения в поверхностные водные объекты, в том числе по постановке на учет бесхозяйных канализационных сетей, канализационных очистных сооружений бытовых сточных вод населения, их эксплуатации, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и Томской области требованиями по охране поверхностных вод от загрязнения осуществляют соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в ведении которых находится решение вопросов отведения бытовых сточных вод населения.

В судебном заседании установлено, что в <адрес> производится несанкционированный сброс сточных вод на рельеф местности.

Данные населённые пункты входят в состав Муниципального образования «Воронинское сельское поселение», что закреплено в п.3 ст.2 Устава Муниципального образования.

Согласно п.1.3 ст.21 Устава Администрация Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Воронинское сельское поселение».

Таким образом, в силу действующего законодательства, в частности п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в <адрес> водоотведения относится к вопросам местного значения, возложенным на Администрацию Муниципального образования «Воронинское сельское поселение», что также закреплено в п.1 ст.6 Устава Муниципального образования.

Согласно справке старшего государственного инспектора Томской области по охране природы А. канализационные стоки от здания Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение», двух пятиэтажных, трех двухэтажных жилых домов, зданий школы, пекарни, нескольких одноэтажных индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес> поступают на рельеф местности без какой-либо очистки в результате разрушения ранее действующих станций перекачки и канализационных очистных сооружений. В <адрес> сброс канализационных сточных вод от пятиэтажного жилого дома и здания Б. также осуществляется без какой-либо очистки на рельеф местности непосредственно на территории населенного пункта.

Кроме того, в справке указано, что Б. заключен договор на прием канализационных стоков с ООО «Консоль», но в ходе проверки установлено отсутствие технологических присоединений канализации школы к внешней канализационной сети, стоки поступают на прилегающий земельный участок вблизи неработающей канализационной насосной станции и далее – по естественному уклону местности через частные усадьбы в сторону реки. ООО «Консоль» заключен договор аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства с Администрацией Воронинского сельского поселения. В перечне объектов, передаваемых в аренду, канализационные сети отсутствуют.

При этом сооружения для очистки сточных вод в <адрес> отсутствуют, а в <адрес> комплекс очистных сооружений не используется по назначению, сброс сточных вод от многоквартирных жилых домов и административно-хозяйственных зданий осуществляется через систему канализации без очистки в лог на окраине деревни. Сброс канализационных стоков от Б. и многоквартирного жилого дома в <адрес> осуществляется открытым способом непосредственно по территории населённого пункта.

Обстоятельства, изложенные в справке относительно перечня переданного в аренду ООО «Консоль» имущества, объективно подтверждаются договором №б/н от (дата) аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Воронинского сельского поселения с приложением №1.

В (дата) специалистом ОГУ «Областной комитет охраны окружающей среды» по заказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области взяты пробы сточной воды на выпуске из КОС, из ручья по рельефу <адрес>, а также из ручья по логу между Б. и КНС <адрес>, что подтверждается актом пробы воды от (дата) с приложением – паспортом пробы воды , актом пробы воды от (дата) с приложением – паспортом пробы воды .

Как следует из протокола анализа воды от (дата) (место отбора проб – <адрес>, из выпуска КОС на рельеф), в воде присутствует острая токсичность, характер запаха пробы фекальный, очень сильный. Протоколом анализа воды от (дата) (место отбора проб – <адрес>, из ручья по логу между школой и КНС) установлено, что характер запаха пробы фекальный, очень сильный, в воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков.

Таким образом, суд считает установленным, что на территории <адрес> отсутствует организация водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов, что приводит к сбросу неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.

Доводы представителя органа местного самолуправления, чьё бездействие оспаривается, относительно того, что объекты ЖКХ были преданы ООО «Консоль», которое и должно в соответствии с условиями договора осуществлять содержание, текущий и капитальный ремонт переданного имущества, в том числе очистных сооружений, суд оценивает критически по следующим основаниям.

Из пояснений представителя ООО «Консоль» в судебном заседании следует, что очистные сооружения, перекачивающие станции в <адрес> отсутствуют, либо требуют ремонта. ООО «Консоль» эксплуатирует объекты коммунального комплекса Воронинского сельского поселения в том техническом состоянии, каким оно было передано.

Глава Воронинского сельского поселения ставился в известность о том, что требуется восстановление и строительство очистных сооружений, кроме этого данный факт очевиден.

Данное обстоятельство подтверждается также справкой государственного инспектора Томской области по охране природы А. и договором аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства от (дата).

Частью 1 ст.249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию органом местного самоуправления по настоящему делу, является надлежащая, в соответствии с требованием закона организация водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод на территории Воронинского сельского поселения: в <адрес>.

Времени для предоставления доказательств сторонам было предоставлено достаточно.

Доказательств надлежащей организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод на территории <адрес> представителем органа местного самоуправления, чьё бездействие оспаривается, в судебном заседании не представлено, в связи с чем суд находит заявление прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Кроме этого, Администрацией Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» не представлено и доказательств тому, что с заключением договоров на оказание услуг по водоотведению и водоснабжению, сдачей в аренду имущества, переданы были и полномочия органа местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения в границах поселения.

Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, суд считает, что прокурор обратился к надлежащему лицу – органу местного самоуправления, чьи бездействия и оспаривает.

Как разъясняется в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2, на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в ст.255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Учитывая, что непринятие Администрацией Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» мер по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов в <адрес> ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку на территории поселения, создает опасность причинения вреда здоровью неопределенного круга граждан, суд приходит к выводу, что у прокурора имелись основания для обращения в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании ст.206 ГПК РФ прокурором заявлено требование о предоставлении Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» определённого срока для устранения нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что доказательств невозможности исполнения решения суда в заявленный срок органом, чьё бездействие оспаривается, в судебном заседании не представлено, суд находит данный срок разумным и достаточным для устранения нарушений и полагает возможным его установить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Воронинское сельское поселение», выразившееся в отсутствии организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Воронинское сельское поселение» устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения сточных вод, поступающих от жилых и социально-культурных объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий –

Судья Томского районного суда: О.Г. Хагель

Мотивированный текст решения изготовлен (дата).