Дело №2-590/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16июня 2011 года г. Томск Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Хагель О.Г., при секретаре Рудьман М.Н.., с участием: помощника прокурора Базановой В.П., представителя ответчика Галямова И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Калтайского сельского поселения о понуждении к совершению действий по обеспечению мер пожарной безопасности, установил: Прокурор Томского района Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калтайского сельского поселения об обязании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Калтай, д. Госконюшня, д. Березовая речка, д. Кандинка, с. Курлек, разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы, провести опашку указанных населённых пунктов также организовать в них отряды добровольной пожарной дружины. В обоснование заявленных требований указывается, что в ходе проведённой прокуратурой в феврале 2011 года проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Калтайского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно установлено, что в с. Калтай, д. Госконюшня, д. Березовая речка, д. Кандинка, с. Курлек отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; Администрацией Калтайского сельского поселения не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (отсутствуют минерализованные полосы, нет опашек) в указанных населённых пунктах, а также не созданы отряды добровольной пожарной дружины. Обязанность по обеспечению указанных мер пожарной безопасности на данной территории в соответствии с законом и Уставом муниципального образования лежит на Администрации Калтайского сельского поселения. Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населённых пунктов муниципального образования. В качестве правового обоснования иска указаны ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.52, 53.1 Лесного кодекса, ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.83 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.19, 22.1 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.112, 114, 116 Приказа МЧС РФ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ». В судебном заседании помощник прокурора Базанова В.П. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика – Глава Администрации сельского поселения Галямов И.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично, указав, что в с. Калтай установлена пожарная система, в с. Курлек система оповещения людей на случай пожара отлажена, там расположен мехотряд по тушению пожаров в лесах, установлена камера видеонаблюдения. Между с. Калтай и с. Курлек имеется пожарная станция, с МЧС имеется договоренность о тушении пожаров в населённых пунктах сельского поселения. В д. Госконюшня и д. Березовая Речка, имеющих постоянно проживающих до 15 человек, для оповещения установлены колокола (рельсы), на территории всех домовладений имеются ёмкости (бочки) с водой, багры, лопаты. Опашка этих населенных пунктов не требуется в связи с тем, что территории отделены полевыми дорогами и речками Березовая, Ум от лесного массива. Территории д. Кандинка, с. Калтай, с. Курлек со стороны примыкания сельхозугодий отделены полевыми дорогами, которые расширены грейдером, то есть устроена минерализованная полоса. С. Курлек и с. Калтай от лесного массива разграничены дорогами. На закупку электросирен в с. Калтай, с. Курлек выделены средства, проведен аукцион на их поставку и при их поступлении в поселение они сразу буду установлены. Кроме того, указывал, что организация отрядов добровольной пожарной охраны в обязанность муниципального образования по действующему в настоящее время закону в полной мере не входит. Сослался на издание постановления № 78 от 01.06.2011 года « Об утверждении первичных средств пожаротушения и перечня первичных средств пожаротушения», которое размещено на сайте поселения и на проведение работы по организации добровольных дружин в объёме требований закона. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В силу п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 03.05.2011 года) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании п.1.9 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Калтайское сельское поселение» к вопросам местного значения Калтайского сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. В соответствии с ч.3 ст.2 Устава сельского поселения территория Калтайского сельского поселения включает в себя с. Калтай, д. Кандинка, с. Курлек, д. Березовая Речка, д. Госконюшня. Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. от 29.12.2010 года) устанавливает, что пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст.19 указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. В соответствии с п.1 указанных Правил они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. На основании п.112 Правил пожарной безопасности для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На основании п.6 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Часть 1 ст.52 ЛК РФ устанавливает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Как следует из п.1 ч.1 ст.53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Согласно ч.1, п.3 ч.2 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Пункт 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Пунктом 116 Правил предусмотрено, что в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара. В судебном заседании установлено, что Администрацией Калтайского сельского поселения указанные требования закона не исполняются, поскольку в с. Калтай, д. Госконюшня, д. Березовая речка, д. Кандинка, с. Курлек, расположенных на территории сельского поселения, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (отсутствуют минерализованные полосы, нет опашек) и не созданы добровольные пожарные формирования ( дружины, другие формирования). Данное обстоятельство было выявлено ещё в феврале 2011 года, в результате чего прокурором Томского района Томской области в адрес Главы муниципального образования «Калтайское сельское поселение» направлено предостережение о недопустимости нарушения закона и вынесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о противопожарной безопасности. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из сообщения Главы Калтайского сельского поселения от (дата) следует, что Администрацией поселения принимаются определённые действия, направленные на защиту населения и территорий муниципального образования от пожаров. Вместе с тем, из ответов Главы поселения от (дата), (дата), (дата) следует, что отряды добровольной пожарной дружины в населенных пунктов поселения не созданы, средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не имеется, их приобретение запланировано на (дата), устройство минерализованных полос и опашка территории населенных пунктов проведена не в полном объёме. Из пояснений представителя ответчика и представленных доказательств суд установил, что принимаются меры, ведутся работы по организации мер пожарной безопасности. В судебном заседании стороной ответчика не представлено доказательств того, что в настоящее время вышеуказанные нарушения закона устранены в полной мере. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме, а в части образования добровольных пожарных дружин, с учётом требований ФЗ № 100 «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011г.. Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования, суд находит обоснованным обращение прокурора в суд с данными исковыми требованиями. В исковом заявлении истцом заявлено требование об обязании ответчика совершить указанные действия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Данный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда и полагает возможным установить его в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить. Обязать Администрацию Калтайского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: 1. установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Калтай, д. Кандинка, с. Курлек, д. Березовая Речка, д. Госконюшня; 2. разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы, провести опашку в с. Калтай, д. Кандинка, с. Курлек, д. Березовая Речка, д. Госконюшня, 3.с учётом требований ФЗ № 100 «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011г, «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, организовать отряды добровольной пожарной охраны в с. Калтай, д. Кандинка, с. Курлек, д. Березовая Речка, д. Госконюшня. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий судья Томского районного суда: О.Г. Хагель. Мотивированное решение изготовлено (дата)