Р Е Ш Е Н И Е от 13 июля 2011 года по делу № 2-602/11 Именем Российской Федерации Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н. при секретаре Брыковой Е.В. с участием: процессуального истца - помощника прокурора Томского района Томской области Нестребенко М.М. представителя ответчика – Администрации Воронинского сельского поселения Асеева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Воронинского сельского поселения о понуждении к установке в населённых пунктах средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, у с т а н о в и л : прокурор Томского района Томской области в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями (с учётом их уточнений) к Администрации Воронинского сельского поселения о понуждении к установлению средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Милоновка и д.Омутное Томского района Томской области, а также о понуждении к разработке и проведению мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, расположенные в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Милоновка и д.Омутное Томского района Томской области. В порядке ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ просил установить Администрации Воронинского сельского поселения срок для совершения указанных действий в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В ходе рассмотрения дела по существу процессуальный истец – прокурор Томского района Томской области от предъявленного к Администрации Воронинского сельского поселения искового требования о понуждении к разработке и проведению мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, расположенные в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Милоновка и д.Омутное Томского района Томской области, отказался в полном объёме, в связи с добровольным исполнением ответчиком указанных действий. Отказ прокурора Томского района Томской области от данного искового требования принят судом, производство по делу в части прекращено, о чём вынесено соответствующее определение. В обоснование предъявленного к Администрации Воронинского сельского поселения искового требования о понуждении к установлению в населённых пунктах муниципального образования «Воронинское сельское поселение» средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, процессуальный истец в письменном заявлении указал, что в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, в границах населённых пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей и Государственной противопожарной службы о пожаре. В силу ч.7 ст.83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приёмно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения. Отметил, что выносная сигнализация предназначена для воспроизведения и выдачи сигнала тревоги. При этом законодателем установлены два критерия выносных сигнализаций для оповещения людей на случай пожара: оптической и звуковой (например, ППБ-0-148-87. Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений). Также в письменном заявлении процессуальный истец указал, что Администрация Воронинского сельского поселения в соответствии со ст.21 Устава муниципального образования «Воронинское сельское поселение» входит в структуру органов местного самоуправления и является исполнительно-распорядительным органом данного муниципального образования. Однако, в ходе проведённой в феврале 2011 года проверки, прокуратурой Томского района Томской области было выявлено, что в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Милоновка и д.Омутное Томского района Томской области отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно Уставу, указанные населённые пункты входят в состав муниципального образования «Воронинское сельское поселение». По результатам проверки в адрес Администрации Воронинского сельского поселения было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, но, несмотря на это, ответчиком до настоящего времени не приняты меры по устранению выявленных нарушений закона. Считает, что неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населённых пунктов муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Нестребенко М.М. предъявленное к Администрации Воронинского сельского поселения исковое требование поддержала, считала его подлежащим удовлетворению в полном объёме. Представитель ответчика – Администрации Воронинского сельского поселения Асеев В.А., действующий на основании доверенности, выданной на его имя Главой поселения <...> сроком действия до <...>, в судебном заседании предъявленное к Администрации Воронинского сельского поселения исковое требование не признал в полном объёме, указав, что исковое требование прокурора Томского района Томской области по своей сути является требованием о материально-техническом обеспечении пожарной безопасности, и в соответствии со ст.9 Закона Томской области № 184-ОЗ «О пожарной безопасности в Томской области» и ст.18 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относится к полномочиям субъекта РФ – Администрации Томской области. Считал, что в силу закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию мер к оповещению населения всеми доступными средствами. Требование о понуждении к установке средств звуковой сигнализации прокурору Томского района Томской области следует предъявить к надлежащему ответчику - Администрации Томской области. Также указал на то обстоятельство, что в Российской Федерации звуковые сигнализации для населённых пунктов не существуют. Звуковые сигнализации имеются для жилых и не жилых помещений, в связи с чем, в случае удовлетворения иска прокурора, считал, что решение суда будет неисполнимо. Отметил, что законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию мер к организации оповещения людей о пожаре, однако конкретные способы оповещения населения поселений в законе не указаны. Возможность Администрации Воронинского сельского поселения в случае пожара оповестить население без помощи звуковой сигнализации никем не проверялась. Просил в удовлетворении искового требования прокурору Томского района Томской области отказать. Выслушав процессуального истца – помощника прокурора Томского района Нестребенко М.М. и представителя ответчика Асеева В.А., изучив материалы дела, суд считает исковое требование прокурора Томского района Томской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В силу ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. В соответствии с абз.5 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов является, в том числе, и организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Пунктом 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, предусмотрено, что на территории сельских населённых пунктов должны быть установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. При этом, из п.1 указанных Правил следует, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, они обязательны для применения и исполнения в том числе и органами местного самоуправления, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу ст.10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Согласно абз.15 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Таким образом, суд считает установленным, что законодателем финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности, к которым относится и установка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории сельских населённых пунктов поселений, отнесено исключительно к расходным обязательствам муниципального образования, которым согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ является, в том числе и сельское поселение. Ни ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, ни Закон Томской области от 12.10.2005 № 184-ОЗ «О пожарной безопасности в Томской области» не относят к полномочиям субъектов Российской Федерации регулирование вопросов, в том числе и финансового и материально-технического характера, связанных с обеспечением населённых пунктов в границах поселений средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно Закону Томской области от 12.11.2004 № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Милоновка и д.Омутное входят в состав муниципального образования «Воронинское сельское поселение». Частью 1 статьи 32 устава муниципального образования «Воронинское сельское поселение», принятого решением Совета Воронинского сельского поселения от 07.12.2005 № 11 и зарегистрированного с изменениями в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, установлено, что исполнительно-распорядительным органом образования является администрация поселения, которая осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных уставом поселения, в том числе и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Таким образом, действующим законодательством обязанность по установке в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловке, д.Малиновке и д.Омутное Томского района Томской области, входящих в состав муниципального образования «Воронинское сельское поселение», по установке средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара возложена на Администрацию Воронинского сельского поселения. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела по существу было установлено, и сторонами не оспаривалось, что в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Малиновка и д.Омутное Томского района Томской области средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не установлены. Доказательств обратного стороной ответчика в соответствии с положениями ст.ст.56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено. Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения, включающих в себя, в том числе и установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, принимая для этого все зависящие от Администрации Воронинского сельского поселения меры, из материалов дела не усматривается. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед данным органом местного самоуправления задач не имеется. По мнению суда, указанные нарушения правил пожарной безопасности, допущенные Администрацией Воронинского сельского поселения, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременному спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара. При таких обстоятельствах суд находит исковое требование прокурора Томского района Томской области о понуждении Администрации Воронинского сельского поселения к установлению в указанных населённых пунктах средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом с доводом представителя ответчика Асеева В.А. о том, что истцу следует указать, какое именно средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара следует установить в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Малиновка и д.Омутное Томского района Томской области суд находит несостоятельным, поскольку действующее законодательство прямого указания на вид (модель, модификацию) звуковой сигнализации, подлежащей установке в населённых пунктах поселений для оповещения людей на случай пожара, не содержит. Таким образом, выбор вида (модели, модификации) средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, подлежащего установлению в конкретном населённом пункте муниципального образования «Воронинское сельское поселение», является прерогативой органа местного самоуправления, которым в данном случае является Администрация Воронинского сельского поселения. Рассматривая требование прокурора Томского района Томской области о сроке исполнения ответчиком обязательств в силу ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учётом фактических обстоятельств дела, социальной важности вопроса пожарной безопасности, объёмов предстоящих работ, суд считает возможным обязать Администрацию Воронинского сельского поселения устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку полагает, что такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Томский районный суд Томской области р е ш и л : исковое требование прокурора Томского района Томской области, предъявленное им к Администрации Воронинского сельского поселения, – удовлетворить. Обязать Администрацию Воронинского сельского поселения в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу установить в д.Воронино, с.Семилужки, с.Сухоречье, д.Новомихайловка, д.Малиновка и д.Омутное Томского района Томской области средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного текста судебного решения. Председательствующий – судья Томского районного суда Томской области С. Н. Панфилов Мотивированный текст судебного решения изготовлен: <...>.