2-874/2011 Решение вступило в законную силу



Дело № 2-874/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2011 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Потапова А.И.,

при секретаре Кованцевой А.С.,

с участием:

представителя заявителя Шулева А.А.,

представителя заинтересованного лица Ивановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области о признании незаконным бездействия Администрации Богашевского сельского поселения,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации Богашевского сельского поселения незаконным, указав в обоснование заявленного требования следующее. Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при организации водоотведения на территории Богашевского сельского поселения, в ходе которой установлено, что на территории с. Богашево Томского района Томской области (за исключением ул. Новостройка) централизованная система канализации отсутствует. При этом отведение сточных канализационных вод от многоквартирных жилых домов по (адрес) осуществляется в выгребы. Положениями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, установлены требования по организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий. В нарушение указанных требований дезинфекция выгребов, содержащих стоки и фекальные массы, поступающие от вышеуказанных многоквартирных жилых домов (адрес) не производится, систематический вывоз сточных вод не организован; выгреб жилого дома по (адрес) переполнен, что приводит к постоянному сбросу неочищенных сточных вод на рельеф и оказывает негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое состояние соответствующих территорий, почву и произрастающие на ней растения; выгреб здания Администрации Богашевского сельского поселения по (адрес) не отвечает требованиям водонепроницаемости: из выгреба осуществляется постоянный сброс сточных вод на рельеф через отведенную в сторону припоселкового кедровника трубу, что оказывает негативное воздействие на почву и произрастающие кедры, возможность очистки и дезинфекции выгреба отсутствует ввиду отсутствия крышки и отверстия для откачки стоков. Согласно действующему законодательству, организация водоотведения хозяйственно-фекальных стоков от объектов, расположенных в Богашевском сельском поселении, в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, является обязанностью Администрации Богашевского сельского поселения. Однако Администрацией Богашевского сельского поселения ликвидация несанкционированного сброса неочищенных сточных вод на рельеф от зданий по (адрес), а также организация своевременной очистки и дезинфекции выгребов многоквартирных домов, расположенных на территории поселения, не обеспечена. Сброс неочищенных сточных вод и необеспечение очистки и дезинфекции выгребов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека, в том числе возникновения инфекционных заболеваний, оказывает негативное влияние на почву, о чем свидетельствуют результаты исследования воды. Кроме того, сброс сточных вод на территорию припоселкового кедровника делает невозможным ее использование для рекреационных целей, сбора дикоросов. Таким образом, сброс неочищенных сточных вод и необеспечение очистки и дезинфекции выгребов нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 206, 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 22, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 42 Конституции Российской Федерации, заявитель просил признать незаконным бездействие Администрации Богашевского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от зданий по (адрес), исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф и непроведение своевременной очистки и дезинфекции выгребов; обязать Администрацию Богашевского сельского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения сточных вод от зданий по (адрес), исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, а также путем организации не реже одного раза в полгода очистки и дезинфекции выгребов зданий по (адрес).

В судебном заседании помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Шулев А.А. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации Богашевского сельского поселения Иванова Е.В., действующая на основании доверенности (№...) от (дата), возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что выгребные ямы расположены возле многоквартирных жилых домов, относятся к общему имуществу собственников квартир в указанных домах, обязанности по их содержанию должны быть возложены на управляющие компании либо на самих собственников, Администрация поселения не несет обязанности по содержанию выгребных ям.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при организации водоотведения на территории Богашевского сельского поселения.

Проверочными мероприятиями установлено, что на территории (адрес), за исключением (адрес), централизованная система канализации отсутствует, отведение сточных канализационных вод от многоквартирных жилых домов по (адрес), 69, (адрес), 7, (адрес) в (адрес) осуществляется в выгребы.

Как следует из представленных материалов, дезинфекция выгребов, содержащих стоки и фекальные массы, поступающие от указанных многоквартирных жилых домов (адрес) , не производится. Систематический вывоз сточных вод не организован; выгреб жилого дома по (адрес) переполнен, что приводит к постоянному сбросу неочищенных сточных вод на рельеф, чем оказывается негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое состояние соответствующих территорий, почву и произрастающие на ней растения; выгреб здания Администрации Богашевского сельского поселения по (адрес) не отвечает требованиям водонепроницаемости. Из выгреба осуществляется постоянный сброс сточных вод на рельеф через отведенную в сторону припоселкового кедровника трубу, чем оказывается негативное воздействие на почву и произрастающие кедры, возможность очистки и дезинфекции выгреба отсутствует ввиду отсутствия крышки и отверстия для откачки стоков.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.

В соответствии с п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88, «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

Как следует из п.п.2.3.1-2.3.5. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3 - 5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%).

Доказательств надлежащего исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при организации водоотведения на территории Богашевского сельского поселения представителем Администрации Богашевского сельского поселения в ходе рассмотрения заявления не представлено.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131, организация водоотведения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

На основании п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что организация водоотведения хозяйственно-фекальных стоков от объектов, расположенных в Богашевском сельском поселении, в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, входит в обязанности Администрации Богашевского сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491) (с изменениями от 6 мая 2011 г.), в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», под внутридомовыми инженерными системами понимаются инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

Пунктом 8 указанных Правил установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Выгребные ямы располагаются за пределами стен зданий, приборами учета системы водоотведения не оборудованы, на основании чего не являются общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пп ж) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются: иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно п. 3.Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Как следует из объяснений представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, в договорах, заключенных собственниками квартир в многоквартирных домах с управляющими компаниями, осуществляющими обслуживание общего имущества указанных домов, условия об обслуживании выгребных ям отсутствуют.

Доказательств того, что выгребные ямы расположены на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, границы и размер которого, на основании ст. 36 Жилищного кодекса РФ, определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и соответствуют сведениям, содержащимся в государственном земельном кадастре, на основании чего было бы возможно прийти к выводу о том, что выгребные ямы относятся к общему имуществу собственников жилых помещений, заинтересованным лицом не представлено.

Оценивая в совокупности все исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области о признании незаконным бездействия Администрации Богашевского сельского поселения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Богашевского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от зданий, расположенных по адресу: (адрес), исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф и непроведение своевременной очистки и дезинфекции выгребов.

Обязать Администрацию Богашевского сельского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение сточных вод от зданий, расположенных по адресу: (адрес) исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, а также организовать не реже одного раза в полгода очистку и дезинфекцию выгребов зданий по адресу: (адрес).

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

...

Председательствующий –

судья Томского районного суда А.И. Потапов