2-781/2011 Решение вступило в законную силу



Дело № 2-781/11

РЕШЕНИЕ

Решение Российской Федерации

26 июля 2011 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Потапова А.И.,

при секретаре Кованцевой А.С.,

с участием:

помощника прокурора Томского районаТомской области Нестребенко М.М.,

представителя ответчика Лобыня Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского поселения об устранении нарушений условий безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Томского района Томской области, действуя на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Зоркальцевского сельского поселения с требованием об устранении нарушений условий безопасности дорожного движения, указав в обоснование заявленного требования следующее. Прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка по факту неудовлетворительного содер­жания автомобильной дороги (адрес). При проведении комплексных проверок на предмет соответствия требованиям СНиП 23-05-95, ГОСТ Р50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянии, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» установлено, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию и ремонту указанной дороги. Предписания госинспектора дорожного надзора ГИБДД Томского РОВД от (дата) и (дата) об устранении нарушений, выявленных в результате проведенных проверок, Администрацией Зоркальцевского сельского поселения не исполнены. Неустранение нарушений, указанных в данных предписаниях, влечет нарушение прав граждан и является незаконным. Согласно действующему законодательству, в обязанности Администрации Зоркальцевского сельского поселения входит обеспечение безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. На основании изложенного, просил обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме нарушения в части обязанностей, относящихся к Администрации Зоркальцевского сельского поселения, произвести в полном объеме ремонт автомобильной дороги, тротуаров, наружного освещения дороги (адрес).

В судебном заседании помощник прокурора Томского районаТомской области Нестребенко М.М. иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика Лобыня Е.В., действующий на основании доверенности (№...) от (дата), иск не признал в части требований, касающихся обустройства тротуаров, наружного освещения, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете сельского поселения, отсутствия прямого указания правовых норм на наличие у администрации поселения обязанности по устранению указанных нарушений.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Томского района Томской области в результате проведенной проверки по вопросам безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильных дорог на территории Томского района установлено, что при проведении комплексных проверок (дата) и (дата) на предмет соответствия требованиям СНиП 23-05-95, ГОСТ Р50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянии, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», СНиП (дата)-85 «Автомобильные дороги» установлено, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию и ремонту автомобильной дороги (адрес).

Согласно акту проверки от (дата), установлено, что в (адрес) проезжая часть (адрес) разрушена, имеются многочисленные ямы, выбоины более 5 см; со стороны (адрес) дорожные знаки 2.4 слева и справа не соответствуют требованиям ГОСТа (не светоотражающие); на перекрестке (адрес) отсутствует дорожный знак 2.4; на перекрестке (адрес) отсутствует слева дорожный знак 2.4 со стороны пер. Дачный; на перекрестке (адрес) дорожный знак 2.4 слева не соответствует требованиям ГОСТа; на перекрестке с (адрес) и перекрестке (адрес) слева отсутствуют дорожные знаки 2.4; дорожные знаки 2.1 и 8.13 справа по (адрес) в сторону водозабора не соответствуют требованиям ГОСТа (не светоотражающие, повреждены); по (адрес) слева отсутствуют дорожные знаки 2.4 и 8.13; дорожные знаки 2.1 и 8.13 (слева) со стороны дороги водозабора на (адрес) не соответству­ют требованиям ГОСТа (не светоотражающие, повреждены); отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1 «Поросино» (слева) со стороны дороги водозабора, отсутствуют пешеходные тротуары; наружное освещение не в полном объеме, всего установлено 6 светильников (светильники установлены по (адрес) (№...) (светильник по (адрес) имеет повреждения); на (адрес) отсутствуют пешеходные тротуары, освещение не в полном объеме, всего на (адрес) светильников, из них неисправны светильники по (адрес) (№...); на (адрес) отсутствуют пешеходные тротуары, освещение не в полном объеме, всего на (адрес) светильника, из них 1 неисправен. На проезжей части ямы, выбоины глубиной более 5 см.; на (адрес) отсутствуют пешеходные тротуары, ос­вещение от дома (№...) до дома (№...) отсутствует, на проезжей части ямы, выбоины глубиной более 5 см..

Согласно акту проверки (дата) установлено, что на улично-дорожной сети (адрес) сельского поселения отсутствуют дорожные знаки: 2.4 («Уступи дорогу») с (адрес); 5.16 («Место остановки автобуса») по (адрес) (2 шт.); 2.4 «Уступи дорогу» по (адрес) со стороны водозаборной дороги (2 шт.); на (адрес) а также на участке улично-дорожной сети (адрес) имеются выбоины и ямы; на участке улично-дорожной сети (адрес) имеются перепады обочин с проезжей частью; в (адрес) Зоркальцевского сельского поселения (адрес) отсутствуют дорожные знаки на перекрестке с дорогой водозабора 2.4 «Уступи дорогу» (2 шт.) и 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» (2 шт.), поврежден дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса» на конечной остановке (адрес).

Администрации Зоркальцевского сельского поселения направлено предписание с требованием выполнить комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных в результате указанных проверок, однако требования, содержащиеся в данных предписаниях, не выполнены.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О безопасности дорожного движения" (далее-Закон), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 24 Закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 6 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в числе прочего относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели относятся к полномочиям Зоркальцевского сельского поселения.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 (ред. от 21.02.2011) "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", автомобильные дороги, указанные в актах проверки от 05 мая 2011 года, 20 июня 2011 года, в указанный перечень не включены, а соответственно не относятся к автомобильным дорогам общего пользования Федерального значения.

Постановлением Администрации Томской области от 10.11.2010 № 221а "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области» данные автомобильные дороги не относятся к дорогам регионального или межмуниципального значения.

Как следует из п.п. 1.5, 1.21 ст. 6 Устава муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», принятого решением Совета Зоркальцевского сельского поселения от 07.12.2005 № 16, к вопросам местного значения Зоркальцевского сельского поселения, в том числе, относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения на указанных автомобильных дорогах относится к вопросам ведения Администрации Зоркальцевского сельского поселения, в связи с чем возражения представителя ответчика не могут служить основаниями для отказа в удовлетворения заявленных требований.

Оценивая в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск прокурора Томского района Томской области законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского поселения об устранении нарушений условий безопасности дорожного движения удовлетворить.

Обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения принять меры по устранению нарушений условий безопасности дорожного движения автомобильной дороги (адрес), произвести в полном объеме ремонт автомобильной дороги, тротуаров, наружного освещения в части, относящейся к обязанностям Администрации Зоркальцевского сельского поселения.

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

...

Председательствующий –

судья Томского районного суда А.И. Потапов