Дело № 2-804/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2011 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Потапова А.И., при секретаре Кованцевой А.С., с участием: помощника прокурора Томского районаТомской области Нестребенко М.М., представителя ответчика Сулейманова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Томского района об устранении нарушений условий безопасности дорожного движения, установил: прокурор Томского района Томской области, действуя на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Томского района об устранении нарушений безопасности дорожного движения, указав в обоснование заявленного требования следующее. Прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка по факту неудовлетворительного содержания автомобильной дороги (адрес). При проведении комплексных проверок на предмет соответствия требованиям СНиП 23-05-95, ГОСТ Р50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянии, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» установлено, что Администрация Томского района ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию и ремонту указанной дороги. Предписания госинспектора дорожного надзора ГИБДД Томского РОВД Лебедева Е.Н. от (дата) и (дата) об устранении нарушений, выявленных в результате проведенных проверок, Администрацией Томского района на сегодняшний день не исполнены. Неустранение нарушений, указанных в данных предписаниях, влечет нарушение прав граждан и является незаконным. На основании изложенного, просил обязать Администрацию Томского района в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить в полном объеме нарушения по содержанию улично-дорожной сети в части, касающейся Администрации Томского района, произвести в полном объеме ремонт автомобильной дороги, тротуаров, наружного освещения дороги (адрес). В судебном заседании помощник прокурора Томского районаТомской области Нестребенко М.М. иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика Сулейманов В.Г., действующий на основании доверенности (№...) от (дата), не возражал против удовлетворения заявленных требований. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Томского района Томской области в результате проведенной проверки по вопросам безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильных дорог на территории Томского района установлено, что при проведении комплексных проверок (дата) и (дата) на предмет соответствия требованиям СНиП 23-05-95, ГОСТ Р50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянии, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» установлено, что Администрация Томского района ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию и ремонту автомобильной дороги (адрес). По результатам комплексной проверки, проведенной (дата) установлено, что на участке дороги при подъезде к (адрес) отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1 «Зоркальцево», дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу», 1.11.1 «Опасный поворот», 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», 6.13 «Километровые знаки», проезжая часть дороги разрушена, имеются пучины, ямы, выбоины глубиной более 5 см, наблюдается просадка проезжей части; при подъезде к (адрес) 4 км. ((адрес)) проезжая часть улицы разрушена, имеются многочисленные ямы, выбоины глубиной более 5 см.; на перекрестках с (адрес) (слева и справа), с (адрес) дорожные знаки 2.4 (слева) не соответствуют требованиям ГОСТа (не светоотражающие); на перекрестках (адрес) отсутствуют знаки 2.4 «Уступи дорогу»; отсутствуют пешеходные тротуары; наружное освещение не в полном объеме (установлены 4 светильника по (адрес) (№...)) (Акт от (дата) комплексной проверки участка автомобильной подъезд на участке дороги (адрес).); проезжая часть дороги по (адрес) разрушена, имеются многочисленные ямы, выбоины глубиной более 5 см.. По результатам проверки, проведенной (дата) установлено, что при подъезде к участку дороги (адрес) отсутствуют дорожные знаки: 0 км., 1 км., 2 км. - 5.13 «Километровый знак» (справа); 1 км. - 2.4 «Уступи дорогу» (слева); 1 км.- 8.1.1 «150 м» к дублирующему знаку 2.4 (слева); 1 км.- 1.12.1 «Опасные повороты» (слева); 2 км.-1.12.2 «Направление главной дороги» к знаку 2.4, (адрес); 3 км-2.4 «Уступите дорогу», выезд с водозаборной дороги (слева); необходимо заменить дорожные знаки: 1 км - 1.12.1 «Опасные повороты» (справа); 1 км.- 2.4 «Уступите дорогу» (слева); 2 км.- 1.12.2 «Опасные повороты»(слева); 3 км.- 2.1 «Главная дорога» (слева); поправить и надежно закрепить дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги» на 3 км. (справа); произвести ремонт проезжей части дороги, ликвидировать ямы и выбоины - 1 км., 2 км., 3 км., 4 км., 5 км.; дорожные знаки 5.23.1 и 2.24.1 «Борики» установить по линии застройки населенного пункта; при подъезде (адрес) отсутствуют дорожные знаки 1.11.2 «Опасный поворот», 1.11.1 «Опасный поворот», повреждены дорожные знаки 6.13 «Километровый знак», 5.23.1 и 5.24.1 «Петрово»; отсутствуют на барьерных ограждениях светоотражающие элементы; за мостовым переходом две просадки проезжей части дороги. Администрации Томского района направлено предписание с требованием выполнить комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных в результате указанных проверок, однако требования, содержащиеся в данных предписаниях, не выполнены. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О безопасности дорожного движения" (далее-Закон), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 24 Закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 6 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст. 5 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в числе прочего относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. На основании изложенного, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели относятся к полномочиям Администрации Томского района. На основании п. 1.5 ст. 6 Устава муниципального образования «Томский район», принятого 29 июня 2005 года, к вопросам местного значения Администрации Томского района, в том числе, относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с «Перечнем автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, подлежащих передаче в муниципальную собственность», утвержденным Распоряжением Администрации Томской области от 30.11.2005 N 328-ра "О передаче автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в муниципальную собственность" автомобильные дороги – (адрес) относятся к муниципальной собственности Томского района. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что автомобильная дорога (адрес) относится к собственности муниципального образования «Томский район», следовательно, обеспечение безопасности дорожного движения на указанных автомобильных дорогах относится к вопросам ведения Администрации Томского района. Оценивая в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск прокурора Томского района Томской области законным и обоснованным. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора Томского района Томской области к Администрации Томского района об устранении нарушений условий безопасности дорожного движения, удовлетворить. Обязать Администрацию Томского района Томской области принять меры по устранению нарушений условий безопасности дорожного движения автомобильной дороги (адрес), произвести в полном объеме ремонт автомобильной дороги, тротуаров, наружного освещения в части, относящейся к обязанностям Администрации Томского района. Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. ... Председательствующий – судья Томского районного суда А.И. Потапов