дело №2-1088/11.решение вступило в законную силу.



Дело №2-1088/11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Томск 25 октября 2011 года

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Хагель О.Г.,

при секретаре Рудьман М.Н.,

с участием:

истца Горячкиной Т.А.,

представителя истца Погадаевой Т.В.,

представителя ответчика Мазурова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Горячкиной Т.А. к Государственному учреждению – Томское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на получение страховых выплат по потере кормильца,

установил:

Горячкина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Томское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – ГУ Томское отделение ФСС, ответчик) об установлении факта нахождения на иждивении Г. с (дата) по день его смерти – (дата) и признании права на получение ежемесячных страховых выплат по потере кормильца.

В обоснование заявленного требования в письменном заявлении указала, что (дата) её муж Г. скончался в результате несчастного случая, который произошёл (дата). Она находится на пенсии с (дата), после выхода на пенсию работала до (дата). Г. был на пенсии с (дата), однако продолжал работать до момента смерти. Семейный доход складывался из её пенсии в размере (сумма), пенсии Г. в размере (сумма) и его заработной платы, которая составляла (сумма) в месяц. Таким образом, её пенсия составляла почти ? части семейного бюджета, а ? части принадлежали супругу. Также сослалась на то, что с мужем вели совместное хозяйство, покупали мебель, бытовую технику, предметы домашнего обихода, вещи, продукты, лекарства. По состоянию здоровья она нуждается в ежедневном приёме лекарств и в курсовом лечении, которое проходит не менее 4 раз в год. Стоимость курса лечения превышает сумму её ежемесячной пенсии. Также она не может выполнять домашние работы, в связи с чем вынуждена оплачивать услуги других лиц, оказывающих ей в этом помощь. Указывает, что без дохода супруга её пенсии не хватает на платежи, лекарства и другие необходимые привычные расходы. На обращение к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячных страховых выплат получила ответ с предложением обратиться в суд за установлением факта нахождения на иждивении.

Просит установить факт нахождения на иждивении Г. с (дата) на день его смерти и признать за ней право на получение ежемесячных страховых выплат по потере кормильца, предусмотренных п.2 ст.7 ФЗ-125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В судебном заседании истец Горячкина Т.А. и её представитель Погадаева Т.В., действующая на основании ордера , заявленные требования поддержали в полном объёме по изложенным основаниям. Представитель истца кроме того пояснила, что после смерти Г. материальное положение истца значительно ухудшилось, она не может позволить себе приобретать необходимые лекарства и продукты питания.

Представитель ответчика Мазуров Ю.А., действующий на основании доверенности , сроком действия до (дата), поддержал письменный отзыв на исковое заявление Горячкиной Т.А.

В письменном отзыве управляющий ГУ Томское отделение ФСС В. отметил, что Горячкина Т.А. на момент смерти мужа являлась нетрудоспособной с (дата), согласно приказа о назначении единовременной страховой выплаты в связи со смертью застрахованного Горячкиной Т.А. назначена и выплачена единовременная страховая выплата, рассмотрение заявления Горячкиной Т.А. оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 09.12.2010 года) право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Согласно подп.3 п.2 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2011 года) нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.

Из положений п.3 ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, законом установлено, что для признания члена семьи находящимся на иждивении застрахованного, погибшего в результате страхового случая, указанный член семьи должен получать от кормильца помощь, которая являлась бы постоянным и основным источником средств к существованию, либо находиться на полном иждивении.

В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» дано разъяснение, согласно которому право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.

В судебном заседании установлено, что истец с (дата) состояла в зарегистрированном браке с Г., (дата) года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака (повторным) .

Горячкиной Т.А. с (дата), а Г. с (дата) назначены трудовые пенсии по старости, что подтверждается их пенсионными удостоверениями.

Кроме того, как следует из представленных суду трудовых книжек, оба супруга, находясь на пенсии, продолжали работать, Горячкина Т.А. – до (дата), а Г. – до (дата).

(дата) Г. в результате несчастного случая на производстве умер, что подтверждается актом о несчастном случае на производстве, утвержденным директором ООО «Д.» (дата), свидетельством о смерти .

На момент смерти супруга истец Горячкина Т.А., (дата) года рождения, являлась нетрудоспособной, поскольку достигла возраста 55 лет.

Судом установлено, что последним местом работы Г. являлось ООО «Д.», где он работал слесарем-смазчиком, его среднемесячная заработная плата в период (дата) составила (сумма), что подтверждается справкой ООО «Д.» от (дата). Кроме того, на момент смерти Г. получал пенсию по старости в размере (сумма), что подтверждается справкой ГУ–УПФР в Томском районе от (дата).

Таким образом, среднемесячный доход супруга истца составлял на момент его смерти (сумма).

Из представленных документов также следует, что доход Горячкиной Т.А. составлял на момент смерти её супруга (сумма), указанная сумма является пенсией истца, что подтверждается справкой ГУ–УПФР в Томском районе от (дата).

Таким образом, на каждого члена семьи от дохода Г. приходилось более (сумма), а от общего дохода – (сумма), что значительно превышает размер пенсии истца.

Доводы истца о нахождении на иждивении супруга и тот факт, что после перенесённой операции в (дата) Горячкина Т.А. проходила лечение и нуждается в посторонней помощи в быту с (дата), а также неоказания помощи Горячкиной Т.А. со стороны сына и дочери из-за отсутствия у последних имущества и денежных средств подтвердили в суде свидетели А., Б.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Горячкина Т.А. получала от супруга помощь, которая являлась для неё постоянным и основным источником средств к существованию, указанная помощь по размеру была значительно больше, чем получаемая ею пенсия.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт нахождения Горячкиной Т.А. на иждивении её супруга Г., умершего (дата), нашёл своё подтверждение в ходе судебного заседания, в связи с чем заявленное ею требование подлежит удовлетворению.

Как установлено ст.1 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию – страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с данным Федеральным законом

Согласно п.2 ч.1 ст.8 указанного ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.

Из пояснений истца и приказа ГУ Томское отделение ФСС от (дата) следует, что Горячкиной Т.А. была назначена единовременная страховая выплата в связи со смертью застрахованного супруга.

В силу п.4 ст.7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Кроме этого, согласно требованию указанного закона, право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в результате наступления страхового случая, может быть предоставлено иждивенцам умершего, которые стали нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Горячкина Т.А. стала нетрудоспособной до смерти Г., судом установлен факт нахождения на иждивении последнего, при таких обстоятельствах суд считает законным и обоснованным требование Горячкиной Т.А. о признании за ней права на получение ежемесячных страховых выплат по потере кормильца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Горячкиной Т.А. удовлетворить.

Установить факт нахождения Горячкиной Т.А., (дата) года рождения, на иждивении Г., (дата) года рождения на день его смерти – (дата).

Признать право Горячкиной Т.А., (дата) года рождения, на получение ежемесячных страховых выплат по потере кормильца.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Томский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий –

Судья Томского районного суда: О.Г. Хагель

Решение в окончательной форме изготовлено (дата).