Дело №2-1114/11 г. Томск 10 ноября 2011 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Хагель О.Г., при секретаре Рудьман М.Н., с участием процессуального истца Мухамадеева М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Томского района Томской области в интересах Обуха С.А. к Администрации Моряковского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, установил: И.о. прокурора Томского района Томской области, действующий в интересах Обуха С.А., обратился в суд с иском к Администрации Моряковского сельского поселения о понуждении предоставить Обуху С.А. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 12 кв.м общей площади. В обоснование заявленных требований указал, что Обух С.А., (дата) года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>. Постановлением Главы Администрации Томского района от (дата) несовершеннолетний Обух С.А. определён в специализированный детский дом, жилая площадь за ним не закреплялась. Обух С.А. состоит на учёте в Администрации Моряковского сельского поселения как нуждающийся в жилом помещении с (дата), фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Полагает, что как лицо, оставшееся без попечения родителей, Обух С.А. в силу действующего законодательства обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В качестве правового обоснования иска указаны ст.40 Конституции РФ, ст.ст.49, 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст.ст.1-3, 6 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Мухамадеев М.И. исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении. Материальный истец Обух С.А., уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, по сообщению прокурора просил о рассмотрении дела в своё отсутствие. Ответчик – Администрация Моряковского сельского поселения и третьи лица – Администрация Томского района Томской области, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент финансов Томской области были надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика – Администрации Моряковского сельского поселения – Никифорова Е.А., действующая на основании доверенности от (дата), исковые требования признала, пояснила, что свободного муниципального жилья Моряковское сельское поселение не имеет. Обух С.А. будет обеспечен жилым помещением при предоставлении субвенции из областного бюджета. Администрацией Моряковского сельского поселения Главе Томского района (дата) и (дата) были направлены сведения о принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении детей- сирот, в том числе и Обух С.А.. Представитель третьего лица Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности от (дата), ранее в судебном заседании пояснила, что иск прокурора подлежит удовлетворению при предоставлении доказательства права Обух С.А. на предоставлении жилой площади как лицу, имеющему статус сироты. Представитель третьего лица – Администрации Томского района Томской области – Захарова О.А., действующая на основании доверенности от (дата), представила письменный отзыв, в котором указала, что Обух С.А. имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не имеет закреплённого за ним жилого помещения, в настоящее время состоит на учёте в Администрации Моряковского сельского поселения в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно в силу действующего законодательства имеет право на получение дополнительной гарантии в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем требование и.о. прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению. Представитель третьего лица – Департамента финансов Томской области – Боровцова М.М., действующая на основании доверенности №, в письменном отзыве на исковое заявление указала, что бюджету Томского района на осуществление переданных отдельных государственных полномочий предусмотрены денежные средства в объеме 622.900 рублей. Полномочия главного распорядителя средств областного бюджета по предоставлению указанной субвенции местным бюджетам осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области. Кроме того, просила рассмотреть дело в своё отсутствие. Выслушав объяснение процессуального истца, изучив и оценив представленные письменные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено ч.1 и ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных ЖК РФ. В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. Пунктом 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. В силу ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Из положений ч.ч.3-4 ст.49 ЖК РФ следует, что иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 17.12.2009 года) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В судебном заседании установлено, что родителями Обуха С.А., (дата) года рождения, являются А. и Б., что подтверждается свидетельством о рождении №. Вместе с тем, согласно справке о рождении № <данные изъяты> <данные изъяты> По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от (дата) информация о правах Обуха С.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права указанного лица не зарегистрированы. Поскольку Обух С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается также справкой Отдела по опеке и попечительству Администрации Томского района от (дата), в силу действующего законодательства он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на предоставление по договору социального найма жилого помещения вне очереди. Вместе с тем, в настоящее время Обух С.А. не имеет закреплённого за ним жилого помещения, договор социального найма с ним также не заключен. В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Администрации Томского района от (дата) Обух С.А. определен в детский дом, содержался на полном государственном обеспечении, жилая площадь за ним не закреплялась. Согласно сообщению муниципалитета Томского района от (дата) Обух С.А. поставлен на очередь среди детей-сирот на приобретение жилья, по выходу из детского учреждения, а также по факту личного обращения сироты в орган опеки и прибытии на постоянное место жительства в Томский район, комиссия по опеке Томского района и управляющий Моряковского сельского округа будут заниматься решением жилищного вопроса С. Обуха. Как следует из справки директора Л. от (дата), Обух С.А. обучается в данном учреждении по специальности газоэлектросварщик, водитель автотранспортных средств со сроком обучения 3 года с (дата) по (дата), находится на полном государственном обеспечении, обучение очное. (дата) Обух С.А. окончил образовательное учреждение, что подтверждается дипломом, выданным (дата) на его имя. Части 2, 3 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 года №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (с изм. от 05.08.2011 года) устанавливают, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. (дата) Обух С.А. обратился в Администрацию Моряковского сельского поселения с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности. Постановлением Главы Моряковского сельского поселения от (дата) он признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлен на учёт в социальную очередь на основании ст.51 ч.1 п.1 ЖК РФ. По состоянию на (дата) Обух С.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на очередь, значится под номером семь с отметкой об окончании образовательного учреждения в (дата). В соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011 года) разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Частью 2 ст.132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. На основании ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 25.07.2011 года) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. В силу п.1 ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (с изм. от 11.07.2011 года) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.3 ст.3 Закона №188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с указанным Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Таким образом, в Томской области государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится истец, переданы органам местного самоуправления, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди Обуху С.А. возложена на Администрацию Моряковского сельского поселения. Решением Совета Моряковского сельского поселения №111 от 06.03.2007 года утверждена учётная норма и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в частности – 12 кв.м. общей площади для одиноко проживающего. Таким образом, требование и.о. прокурора об обязании предоставить Обуху С.А. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения не менее 12 кв.м. общей площади является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Как следует из заявления, имеющегося в материалах дела, Обух С.А. (дата) обратился в прокуратуру Томского района Томской области с заявлением о защите жилищных интересов. При таких обстоятельствах суд находит законным обращение и.о. прокурора Томского района Томской области в суд с настоящим иском. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования и.о. прокурора Томского района Томской области удовлетворить. Обязать Администрацию Моряковского сельского поселения предоставить Обуху С.А., (дата) года рождения, жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения не менее 12 кв.м. общей площади. Решение может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текса решения. Председательствующий – судья Томского районного суда: О.Г. Хагель Мотивированный текст решения изготовлен (дата).