Дело №2-1152/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Томск 15 ноября 2011 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Хагель О.Г., при секретаре Рудьман М.Н., с участием: представителя заявителя Меренковой Е.В., представителя органа, чьи действия обжалуются, Дорошенко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Карбышева А.В. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Томскому району Томской области, установил: Карбышев А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Томскому району Томской области (далее по тексту – ИФНС по Томскому району) по отказу в возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в сумме <данные изъяты> рублей и обязании ИФНС по Томскому району устранить последствия нарушения путём возврата ему указанной суммы. В обоснование своих требований Карбышев А.В. в заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ произвёл уплату земельного налога за 2009 и 2010 годы согласно требованиям ИФНС по Томскому району в общей сумме <данные изъяты> рублей, из них налога за 2009 год – <данные изъяты> рублей. Налог был начислен налоговым органом на кадастровую стоимость земельных участков, утверждённую Постановлением Администрации Томской области №262а от 24.12.2008 года. Данное постановление было опубликовано в СЗ Томской области 31.12.2008 года и с учётом положений ст.5 Налогового кодекса РФ по состоянию на 01.01.2009 года в законную силу не вступило, а следовательно, его положения не могут применяться для исчисления земельного налога за 2009 год. Таким образом, законных оснований для начисления ему земельного налога за 2009 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной на 01.01.2009 года согласно Постановлению Администрации Томской области № 262 а от 24.12.2008 года, не имелось, и сумма земельного налога за 2009 год уплачена им излишне. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога, однако в возврате налога ему было отказано, чем нарушены его права и обязанности в части уплаты законно установленных налогов. В судебное заседание заявитель Карбышев А.В., уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в своё отсутствие с участием представителя. На основании ч.2 ст.257 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть заявление в отсутствие заявителя. В судебном заседании представитель заявителя Меренкова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Карбышев А.В. поддержала в полном объёме по изложенным основаниям. Кроме того, сослалась, что из пояснений представителя ИФНС по Томскому району в судебном заседании следовало, что налоговым органом земельный налог за 2009 год начислен по кадастровой стоимости земли за 2008 год, но и № в части, определяющей кадастровую стоимость, применяться также не может, т.к. в Государственный кадастр внесены новые сведения о кадастровой стоимости земли четырёх земельных участков. В отношении пятого земельного участка кадастровый № Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а об утверждении его кадастровой оценки земли в законную силу не вступило и содержащиеся в нём положения для исчисления земельного налога за 2009 год не могут быть применимы. Представитель органа, чьи действия оспариваются, Дорошенко Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Карбышев А.В., указав, что в ИФНС по Томскому району сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, поступили в электронном виде, при исчислении налога на земельные участки и подготовке ответа Карбышев А.В. у ИФНС по Томскому району не было оснований сомневаться в достоверности сведений о кадастровой стоимости, представленной ФБУ КП по ТО, поскольку нет обязанности проверять их достоверность. Однако в ходе судебного разбирательства выяснилось, что сумма земельного налога за 2009 год на земельный участок с кадастровым номером № рассчитана по кадастровой стоимости за 2009 год – с <данные изъяты> рублей, установленной постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 года №262а, а по остальным четырём земельным участкам сумма земельного налога рассчитана по кадастровой стоимости, применяемой в 2008 году. В то же время, согласно сведениям, полученным ФБУ КП по ТО в ИФНС по Томскому району кадастровая стоимость по земельным участкам с кадастровыми номерами № действовала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что несмотря на то, что Карбышев А.В. земельный налог за 2009 год рассчитан с применением кадастровой стоимости за 2008 год, это не повлекло каким-либо образом ухудшение положения налогоплательщика, которое может выражаться в возложении на него дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. При подсчёте налога на земельный участок кадастровый номер № имела место ошибка, представила расчёт суммы земельного налога, подлежащей начислению на земельный участок с кадастровым номером № по кадастровой стоимости за 2008 год, поясняя, что излишне уплаченная сумма <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки подлежит возврату заявителю. Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Статья 46 Конституции РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дано разъяснение о том, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). В судебном заседании установлено, что заявитель Карбышев А.В. обратился в ИФНС по Томскому району с требованием о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Томскому району направила заявителю письмо, из которого следует, что основания для возврата земельного налога за 2009 год, отсутствуют. Указанное письмо поступило в почтовое отделение по месту жительства Карбышев А.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей отметкой на конверте. В суд с заявлением об оспаривании действий ИФНС по Томскому району Карбышев А.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ трёхмесячного срока обжалования. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Карбышев А.В. принадлежат на праве собственности пять земельных участков, а именно: земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, <адрес> земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>. Выше указанные земельные участки находились в собственности Карбышев А.В. в 2008 году, 2009году и находятся в настоящее время. Как установлено ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Из положений п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Пунктом 1 ст.391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Как следует из представленного суду налогового уведомления №, направленного ИФНС по Томскому району заявителю, он обязан до ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог за 2009 год в размере <данные изъяты> рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рубль. Данный налог в полном объёме был оплачен Карбышевым А.В., также как и земельный налог, начисленный за 2010 год, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений представителя органа, чьи действия обжалуются, следует, что земельный налог за 2009 год был начислен Карбышеву А.В., исходя из сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, представленных ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области. Согласно данным сведениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не изменялась и составила <данные изъяты> рубль, земельного участка с кадастровым номером № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не изменялась и составляла <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно, земельного участка с кадастровым номером № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, судом установлено, что земельный налог за 2009 год был начислен Карбышеву А.В. и уплачен им излишне на сумму <данные изъяты> рубля, что подтверждается следующим. Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года №262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Томской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Томской области по состоянию на 01 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложения 1-3 к настоящему постановлению. Пунктом 4 постановления установлено, что оно вступает в силу с 01 января 2009 года. Согласно п.1, п.4, п.5 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. На основании п.1 ст.4 НК РФ, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Как следует из п.3 и п.4 ст.5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В силу п.5 ст.5 НК РФ положения, предусмотренные ст.5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст.390 и п.1 ст.391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. При таких обстоятельствах на Постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года №262а распространяется особый порядок вступления в силу в части его использования для целей налогообложения, и оно вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, в связи с чем установленная им кадастровая стоимость земельных участков подлежала применению лишь с 2010 года. Вместе с тем, в отношении земельного участка с кадастровым номером № сумма налога, подлежащего уплате Карбышевым А.В., была начислена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года №262а, а именно – <данные изъяты> рубля. Однако с учётом вышеизложенного, указанная кадастровая стоимость не подлежала применению при исчислении налога за 2009 год, должна была применяться кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 2008 год, а именно – <данные изъяты> рублей. Из пояснений представителя Дорошенко Е.А., представившей и расчёт ошибочно взысканной суммы, следует, что при начислении налога произошла ошибка в применении налоговой ставки и поскольку следовало <данные изъяты> рублей*<данные изъяты>% =<данные изъяты> руб. При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговая ставка составляет <данные изъяты>%, сумма налога, подлежащего уплате заявителем по данному земельному участку за 2009 год, составляет <данные изъяты> рубля (<данные изъяты> руб. х <данные изъяты>%). Земельный налог по остальным земельным участкам, принадлежащим Карбышеву А.В., был начислен в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, поскольку за участок с кадастровым номером № за 2009 год Карбышевым А.В. в соответствии с налоговым уведомлением земельный налог уплачен в размере <данные изъяты> рублей, сумма земельного налога, излишне уплаченная заявителем, составляет <данные изъяты> рубля (<данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб.). В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит заче ту в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ. Пунктом 6 ст.78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Согласно п.9 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Карбышеву А.В. в возврате излишне уплаченной суммы налога ИФНС по Томскому району было отказано, при этом в обоснование отказа налоговым органом указано на правильность исчисления земельного налога. Однако выше судом установлено, что по одному из земельных участков, принадлежащих Карбышеву А.В., земельный налог был начислен и уплачен излишне, в связи с чем сумма излишне уплаченного налога подлежала возврату заявителю на основании поданного им заявления. Учитывая, что на Карбышева А.В. была возложена обязанность уплаты земельного налога в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, суд приходит к выводу, что решением об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога права Карбышева А.В. были нарушены, в связи с чем его заявление о признании незаконным данного решения ИФНС по Томскому району суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ИФНС по Томскому району вернуть Карбышеву А.В. излишне уплаченный земельный налог по земельному участку с кадастровым номером № за 2009 год в сумме <данные изъяты> рублей. Требование заявителя о возврате ему излишне уплаченного налога в размере <данные изъяты> рублей суд находит необоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что излишне уплачен налог лишь по одному земельному участку, разница в размере уплаченного и подлежащего уплате налога составляет <данные изъяты> рубля, и именно эта сумма подлежит возврату Карбышеву А.В. Доказательств нарушения прав Карбышева А.В.по уплате налога по четырём земельным участкам, по ранее действующей кадастровой стоимости земли суду заявителем не представлено. Суд не соглашается с позицией стороны заявителя в том, что из-за утверждения новой кадастровой стоимости земли ышеуказанным Постановлением Администрации Томской области № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Томской области», вступившим в силу 01.01.2009 года, не подлежало применению ранее действующее Постановление № 352 от 29.11.2002 г., поскольку в 2009 году в государственном кадастре значилась иная кадастровая стоимость. Из содержания и смысла вышеназванных Постановлений следует, что вновь изданное Постановление № 262а утверждало государственную кадастровую оценку земельных участков с момента его вступления в законную силу. Постановление Главы Администрации Томской области № 352 от 29.11.2002 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений» вступило в законную силу, а следовательно действовало до утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, за 2008год его применение ИФНС России по Томскому району Томской области было законным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Карбышева А.В. удовлетворить частично. Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Томскому району Томской области по отказу в возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Томскому району Томской области вернуть Карбышеву А.В. излишне уплаченный земельный налог в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек. В остальной части заявление Карбышева А.В. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий – Судья Томского районного суда: О.Г. Хагель Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.