Дело №2-1211/11, решение вступило в законную силу 19.12.2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Томск 02 декабря 2011 года

Томский районный суд Томской области в составе

председательствующего Архипова А.В.,

с участием

старшего помощника прокурора Томского района Базановой В.П.,

представителя Администрации Мирненского сельского поселения Злобиной Е.А.,

при секретаре Дерр Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1211/11 по иску прокурора Томского района к Администрации Мирненского сельского поселения о понуждении ответчика к организации водоотведения сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений <адрес> Томского района Томской области,

установил:

Прокурор Томского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с требованиями (с учетом уточнения заявленных требований) к Администрации Мирненского сельского поселения о понуждении Администрации Мирненского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений <адрес> Томского района Томской области, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано следующее. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.2 Устава муниципального образования «Мирненское сельское поселение» п. Мирный входит в состав территории Мирненского сельского поселения.

В силу Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Мирненское сельское поселение» и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Уставом к вопросам местного значения Мирненского сельского поселения и к компетенции Администрации Мирненского сельского поселения относится организация водоотведения.

Пункт 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса РФ предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Вместе с тем в ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ч.2 ст. 51, ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и вышеуказанных требований закона канализационные очистные сооружения <адрес> Томского района находятся в аварийном состоянии и никем не обслуживаются, в результате чего происходит несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка. Кроме того, решения на право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в установленном порядке Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не выдавалось.

В условиях существующей системы водоотведения фактическая возможность очистки сточных вод, поступающих от указанных объектов в п. Мирный, отсутствует.

Согласно протоколу анализа воды ОГУ «<данные изъяты>» от 28.09.2011 года № <данные изъяты>, в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков, запах воды сильный фекальный, стоки обладают острой токсичностью

Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что Администрация Мирненского сельского поселения обязана организовать водоотведение хозяйственно-фекальных стоков канализационных очистных сооружений <адрес> Томского района в соответствии с требованиями природоохранного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайку. При этом до настоящего времени Администрацией Мирненского сельского поселения ликвидация несанкционированного сброса неочищенных сточных вод в р. Ушайка не обеспечена.

Сброс необезвреженных сточных вод, содержащих токсичные загрязняющие вещества, оказывает негативное влияние на почву, ухудшает санитарно- эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующей территории, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека.

Бездействие Администрации Мирненского сельского поселения по решению вопроса об организации водоотведения, исключающего несанкционированный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В судебном заседании старший помощник прокурора Томского района Базанова В.П. заявленные уточненные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации Мирненского сельского поселения Злобина Е.А., действующая на основании ордера №97/2011 от 14.11.2011 исковые требования не признала и пояснила, что организация водоотведения в <адрес> является обязанностью Администрации Мирненского сельского поселения. С 2009 года Администрацией Мирненского сельского поселения проводятся мероприятия, направленные на решение данного вопроса, а именно, началась разработка проектно-сметной документации на проведение работ по реконструкции соответствующих инженерных сетей, между тем изложенные в исковом заявлении факты в настоящее время имеют место. В указанный в исковом заявлении двухмесячный срок невозможно выполнить работы по реконструкции системы водоотведения, так как у Администрации поселения отсутствуют денежные средства для финансирования данного мероприятия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Пункт 1 статьи 34 указанного Закона устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.2 Устава муниципального образования «Мирненское сельское поселение» <адрес> входит в состав территории Мирненского сельского поселения.

В силу Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Мирненское сельское поселение» и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Таким образом, Администрация Мирненского сельского поселения обязана организовать водоотведение хозяйственно-фекальных стоков канализационных очистных сооружений п. Мирный Томского района в соответствии с требованиями природоохранного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайку.

Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ч.1 ст. 34 указанного Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами установлено следующие.

Ответами главы поселения Администрации Мирненского сельского поселения установлено, что объект канализационных очистных сооружений, расположенный в населенном пункте <адрес>, находится в собственности Администрации поселения и не работает на 50 процентов,

Так, согласно сообщению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 30.09.2011 №<данные изъяты>, канализационные очистные сооружения <адрес> Томского района находятся в аварийном состоянии и никем не обслуживаются. Решение на право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в установленном порядке Департаментом не выдавалось.

Актом отбора пробы воды №<данные изъяты> от 20.09.2011 установлено, что государственным инспектором Томской области по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области был проведен отбор проб сточной воды, поступающей в р. Ушайка от канализационного выпуска <адрес> и их анализ.

В соответствии с протоколом анализа воды от 28.09.2011 №<данные изъяты>, в сточных водах установлено наличие загрязняющих веществ, поступающих в р. Ушайка от канализационного выпуска <адрес>.

Вышеуказанное представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что в нарушение вышеуказанных требований закона канализационные очистные сооружения <адрес> Томского района находятся в аварийном состоянии и никем не обслуживаются, в результате чего происходит несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка. Решения на право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в установленном порядке Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не выдавалось.

Указанное свидетельствует о том, что Администрация Мирненского сельского поселения возложенную законом обязанность организовать водоотведение сточных вод не исполняет, в связи с чем суд находит заявленное требование прокурора Томского района в данной части подлежащим удовлетворению.

Требование прокурора Томского района о сроке исполнения обязательства по принятию мер к организации водоотведения сточных вод, в силу ст.206 ГПК РФ, суд находит разумным и полагает возможным обязать Администрацию Мирненского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать водоотведение сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений <адрес> Томского района Томской области, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, в соответствии со строительными нормами и правилами РФ.

Относительно доводов представителя заинтересованного лица о невозможности исполнить обязательства в двухмесячный срок в связи с отсутствием финансирования, суд считает их несостоятельными, так как суду не представлено объективных доказательств, подтверждающих указанные доводы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Томского района удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Мирненского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений <адрес> Томского района Томской области, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, в соответствии со строительными нормами и правилами РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Томского районного суда в течение 10-ти суток с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий –

Судья Томского районного суда А.В. Архипов

В окончательно форме решение изготовлено 6 декабря 2011 г.

Копия верна

Судья А.В. Архипов