Дело № 2-1283/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 декабря 2011 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Потапова А.И., при секретаре Кованцевой А.С., с участием: процессуального истца Казначеевой Е.Н., представителя ответчика Юдина Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к Администрации Итатского сельского поселения об устранении нарушений природоохранного законодательства, установил: Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Итатского сельского поселения об устранении нарушений природоохранного законодательства, указав в обоснование заявленного требования следующее. Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при организации Администрацией Итатского сельского поселения водоотведения сточных вод от жилых домов и объектов социального назначения (адрес), в ходе которой установлено, что эксплуатацию канализационных сетей (адрес) осуществляет ЗАО «ВИГК», эксплуатационная ответственность которого ограничена местом примыкания канализационных сетей к очистным сооружениям, находящимся в зоне эксплуатационной ответственности Администрации Итатского сельского поселения. При этом сточные воды, поступающие из канализационной системы (адрес), пройдя через очистные сооружения, сбрасываются на рельеф местности, откуда, образуя ручей, впадают в р. Итатка. Согласно протоколу анализа воды ОГУ «Облкомприрода» (№...) от (дата), в р. Итатка сбрасываются следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества – 50,8 мг/дм?, сухой остаток – 498 мг/дм?, водородный показатель – 7,5 ед. pH, аммоний-ионы – 21,6 мг/д?, нитрит-ионы – 0,199 мг/дм?, нитрат-ионы – 2,21 мг/дм?, хлорид-ион – 29,7 мг/дм?, фосфат-ионы – 6,05 мг/дм?, ХПК – 138 мгО?/дм?, БПКпол. – 48 мгО?/дм?, железо общее – 0,93 мг/дм?, фенолы – 0,0083 мг/дм?, А ПАВ – 0,99 мг/дм?. Согласно п. 1.4 ст.6, п. 1.23 ст. 35, ст. 33 Устава Муниципального образования «Итатское сельское поселение», организация водоотведения на территории муниципального образования является обязанностью Администрации Итатского сельского поселения. В нарушение норм природоохранного и водного законодательства, устанавливающих ряд требований к организации водоотведения, Администрацией Итатского сельского поселения организован сброс (канализационных) сточных вод в реку Итатка в отсутствие учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также выданного органами Росприроднадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Сброс сточных вод оказывает негативное влияние на водный объект – р. Итатка, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующих территориях, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека. При этом отсутствие у Администрации Итатского сельского поселения указанных разрешительных документов, а также утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов исключает возможность контроля за их соблюдением, принятия мер для предотвращения существенного ухудшения состояния водных объектов. Кроме того, несанкционированный характер осуществляемого Администрацией Итатского сельского поселения сброса загрязняющих веществ в реку делает невозможным учет уполномоченными органами оказываемого негативного воздействия при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов иным водопользователям, а также при определении объемов и видов мероприятий по охране водных объектов, в том числе при разработке и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов. Таким образом, указанные действия Администрации Итатского сельского поселения нарушают гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 206, гл. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 22, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 42 Конституции Российской Федерации, истец просил признать незаконными действия Администрации Итатского сельского поселения по организации сброса сточных вод в р. Итатка в отсутствие учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также выданного органами Росприроднадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; Администрацию Итатского сельского поселения в срок до (дата) устранить нарушения прав граждан посредством получения решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в р. Итатка, а также разрешения Росприроднадзора на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В судебном заседании представитель истца, помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Казначеева Е.Н., иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика Администрации Итатского сельского поселения Юдин Е.П., действующий на основании доверенности (№...) от (дата), иск признал, о чем указал в адресованном суду заявлении в письменной форме. В качестве основания признания иска указал, что Администрация поселения согласна с требованиями прокурора и не оспаривает фактических обстоятельств, указанных в заявлении, кроме этого, администрацией уже принимаются необходимые действия по устранению имеющихся нарушений водного и природоохранного законодательства. Судом представителю ответчика разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006г. N74-ФЗ (далее Кодекса), использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В силу п. 2. ч. 2 ст.11 Кодекса, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Как следует из п. 1.4, п. 1.23 Устава муниципального образования «Итатского сельского поселения», организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения относится к вопросам местного значения Итатского сельского поселения и полномочиям Администрации. Согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что волеизъявление представителя ответчика, выраженное в письменном заявлении о признании иска, является предусмотренной законом возможностью распорядиться предоставленными процессуальными правами, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, на основании чего считает возможным принять признание иска ответчиком. В соответствии с ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к Администрации Итатского сельского поселения об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить. Признать незаконными действия Администрации Итатского сельского поселения по организации сброса сточных вод в р. Итатка в отсутствие учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданного органами Росприроднадзора. Обязать Администрацию Итатского сельского поселения в срок до (дата) устранить допущенные нарушения посредством получения решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в р. Итатка и получения разрешения Росприроднадзора на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. ... Председательствующий – судья Томского районного суда А.И. Потапов