Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 мая 2012года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Камыниной С.В. при секретаре Незнановой А.Н., с участием помощника прокурора Томского района Маркарян Д.В., истца Чердынцева А.О., представителя ответчика Зайцева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-435/12 по иску прокурора Томского района Томской области в интересах Чердынцева А.О. к Администрации Копыловского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Томского района Томской области, действуя в интересах Чердынцева А.О., обратился в суд с иском к Администрации Копыловского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленного требования указал, что Чердынцев А.О. .... года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать и отец лишены родительских прав. Согласно постановлению Администрации Копыловского сельского поселения № от .... Чердынцев А.О. признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в Копыловском сельском поселении, жилая площадь за Чердынцевым А.О. не закреплялась. На основании изложенного просит обязать Администрацию Копыловского сельского поселения предоставить Чердынцеву А.О. жилое помещение по договору социального найма не менее .... кв.м. общей площади. В судебном заседании помощник прокурора Томского района Маркарян Д.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Истец Чердынцев А.О. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что своего жилья не имеет, проживает в жилом помещении, принадлежащим его опекуну, которое последний намерен продать. Представитель ответчика Зайцев Д.В., действующий по доверенности от ...., в судебном заседании исковые требования не признал, при этом не оспаривал право Чердынцева А.О. на получение вне очереди жилого помещения по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что к компетенции администрации поселения относится предоставления жилья по договору социального найма, однако полагает, что без указания в резолютивной части исковых требований на предоставления жилья за счет субвенции, иск не может быть удовлетворен, поскольку в силу действующего законодательства жилье лицам, оставшихся без попечения родителей, приобретается на средства субвенций. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти, оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. В силу ч.3, 4 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Также могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.148, п.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Согласно ч. 1 подпункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по договорам социального найма предоставляются без очереди. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (ред. от 08.04.2011) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Аналогичные положения закреплены в п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 N 188-ОЗ (ред. от 09.11.2011) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" органы местного самоуправления поселений за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии с п. 11 Приложения 12 к Закону Томской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», к перечню законов Томской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области отдельными государственными полномочиями, вводимых в действие с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года, отнесен и Закон Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Мать и отец Чердынцева А.О. лишены родительских прав, опекуном над несовершеннолетним Чердынцевым А.О. была назначена ФИО7, что следует из решения Аламудунского районного суда Чуйской области от ...., решения Ысыкатинского районного суда Чуйской области от ...., постановления Свердловской районной администрации мэрии г.Бишкек № от ...., свидетельства о рождении серии № Чердынцев А.О. .... окончил .... по специальности ветеринария, что подтверждается дипломом №, выданным ..... Согласно справке №, выданной .... отделом по опеке и попечительству Управления по социальной политике Администрации Томского района за Чердынцевым А.О. жилая площадь не закреплена. Как следует из справки Администрации Копыловского сельского поселения № от ...., Чердынцев А.О. с .... состоит на учете в Администрации Копыловского сельского поселения, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением. Данное обстоятельство подтверждается постановлением Администрации Копыловского сельского поселения № от ..... Доказательств того, что Чердынцевым А.О. уже было реализовано право на обеспечение жилым помещением, ответчиком не представлено, судом не установлено. Таким образом, Чердынцев А.О. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на основании чего имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилым помещением. При этом именно к компетенции администрации сельского поселения относится предоставление Чердынцеву А.О. жилого помещения и заключение с ним договора социального найма. Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 N 188-ОЗ (ред. от 09.11.2011) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, переданных настоящим Законом; осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. На основании п. 1, п. 2 Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 04 марта 2009 N 40а "Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субвенции), предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Томской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке Законом Томской области от 11 сентября 2007 года N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения". Основанием для расходования субвенций является принятие муниципального правового акта органа местного самоуправления. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Таким образом, предусмотренный действующим законодательством порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является соблюденным, на основании чего, доводы ответчика об отсутствии финансовых и материальных средств в бюджете сельского поселения на осуществление указанных полномочий, суд не может признать состоятельными и являющимися основаниями для признания исковых требований необоснованными. Поскольку предоставление Чердынцеву А.О. жилого помещения является обязанностью Администрации Копыловского сельского поселения и не противоречит положениям ст.ст. 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, то выполнение указанной обязанности не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Довод представителя ответчика об отсутствии субвенций на приобретение жилых помещений не принимается судом во внимание, поскольку вопросы наличия или отсутствия денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств. В случае если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. На основании вышеизложенного, учитывая установленную норму предоставления жилого помещения в населенных пунктах Копыловского сельского поселения по договору социального найма в размере .... кв.м (решение Совета Копыловского сельского поселения № от ....), суд находит исковое требование прокурора Томского района Томской области, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить. Обязать Администрацию Копыловского сельского поселения предоставить Чердынцеву А.О. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее .... кв.м общей площади. Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районным суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий- судья Томского районного суда Камынина С.В.