РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2012 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А., при секретаре Борисовой Е.А., с участием: помощника прокурора Томского района Федько П.С., представителя ответчика И.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Б. сельского поселения Томского района Томской области о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), установил: Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Б. сельского поселения о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованное в < ххх >, в районе садоводческого товарищества < ххх > площадью 123 кв.м., объемом 98,4 куб. м. Указал, что названное несанкционированное размещение отходов на территории Б. сельского поселения было выявлено в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Непринятие Администрацией поселения мер по ликвидации указанной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан, пребывающих в поселении, на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области заявленные требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика И.Е.В. против удовлетворения исковых требований возражала. Указала, что решением от 17.05.2012 №18 санитарная уборка территорий в радиусе 100 метров от садоводческих товариществ возложена на землепользователей данных садовых товариществ. Согласно акту обследования земельного участка в районе садоводческих товариществ < ххх > от 18.06.2012 установлено, что указанное в исковом заявлении несанкционированное размещение отходов расположено в 20 метрах от садоводческого товарищества < ххх > в связи с чем обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на членов данного товарищества. Несмотря на то, что товарищество < ххх > не зарегистрировано, руководитель отсутствует, однако фактически данное товарищество существует. Выслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Б. сельского поселения Томского района в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в интересах граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду. Требования направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории местного поселения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Пунктом 1 ст. 8 указанного закона также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно Федеральному Закону от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в число принципов охраны окружающей среды включена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора и вывоза отходов и мусора. Согласно ст. 34 данного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования «Б. сельское поселение» в структуру органов местного самоуправления входит администрация сельского поселения (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования «Б. сельское поселение»). При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Факт ненадлежащего исполнения Администрацией Б. сельского поселения Томского района Томской области обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора подтверждается письмом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 1388 от 19.04.2012 с приложенными к нему схемой и фототаблицей. Наличие указанного прокурором Томского района Томской области в исковом заявлении несанкционированного размещения отходов в < ххх >, в районе садоводческого товарищества < ххх >, площадью 123 кв.м., объемом 98,4 куб. м. ответчиком не оспаривается. Вместе с тем, Администрация Б. сельского поселения, чьи интересы в судебном заседании представляет И.Е.В., полагает, что обязательства по ликвидации указанного несанкционированного размещения отходов должны быть возложены на садоводческое товарищество < ххх > Как установлено в судебном заседании, в налоговом органе садоводческое товарищество < ххх > не зарегистрировано. Сведения о регистрации данного товарищества в Администрации отсутствуют, что подтверждено в судебном заседании представителем ответчика И.Е.В., которая также пояснила, что правоустанавливающих документов у данного товарищества нет, также нет председателя. Однако данное садоводческое товарищество фактически существует. Жители называют себя членами садоводческого товарищества < ххх > Доказательств регистрации садоводческого товарищества < ххх > как юридического лица, сторонами не представлено. При таких обстоятельствах, суд не может признать садоводческое товарищество < ххх > юридическим лицом, в связи с чем довод представителя Администрации Б. сельского поселения о том, что в соответствии с решением от 17.05.2012 №18 ликвидация несанкционированного размещения отходов, локализованных в районе садоводческого товарищества < ххх > должно быть возложено на указанное садоводческое товарищество, не может быть признан состоятельным. На основании вышеизложенного суд считает, что требование о понуждении Администрации Б. сельского поселения ликвидировать несанкционированное размещение отходов, заявленное прокурором Томского района Томской области, основано на нормах действующего законодательства и объективно подтверждается представленными доказательствами, приведенными выше. Разрешая вопрос о предоставлении ответчику срока для исполнения судебного решения, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание мнение прокурора по данному вопросу, суд считает, что срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения в течение одной недели с момента вступления решения в законную силу с учетом объема выявленного нарушения является разумным и достаточным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Томского района Томской области к Администрации Б. сельского поселения о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), удовлетворить. Обязать Администрацию Б. сельского поселения в течение одной недели с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованное в < ххх >, в районе садоводческого товарищества «< ххх >», площадью 123 кв.м., объемом 98,4 куб. м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий – судья Томского районного суда Томской области С.А. Стерехова В окончательной форме решение принято 03 июля 2012 года.