2-689/12 решение вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Томск 27 июня 2012 года

Томский районный суд Томской области в составе

председательствующего-судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,

при секретаре Борисовой Е.А.,

с участием:

помощника прокурора Томского района Кильман Т.В.,

представителя ответчика Г.Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации З. сельского поселения о понуждении произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования

у с т а н о в и л:

Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации З. сельского поселения о понуждении произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования, согласно реестру автомобильных дорог муниципального образования «З. сельское поселение» в срок до 01.03.2013 в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, утверждённой 05.02.1982 г. Минавтодором РСФСР.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Томского района проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства на территории муниципального образования «З, сельское поселение». Проверкой установлено, что на территории З. сельского поселения расположено 135 автомобильных дорог местного значения поселения. Паспортизация автомобильных дорог не проводилась. В силу закона технический паспорт дороги является единственным документом технического учёта дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, отсутствие технических паспортов на автомобильные дороги местного значения, принадлежащие З. сельскому поселению, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, сохранение жизни и здоровья при перемещении по территории поселения.

В качестве правового обоснования иска ссыдается на п.5 ч.1 ст.14, ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1,4,5, 12, 34 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.123 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» и пункта 1.1., 1.2. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утверждённая 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Кильман Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что автомобильные дороги, расположенные на территории З. сельского поселения должны быть паспортизированы.

Представитель ответчика Г.Е.С., действующий на основании доверенности № 15 от 15.12.2011 сроком на один год исковые требования прокурора Томского района о понуждении произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования не признал. Указал на отсутствие реестра автомобильных дорог в муниципальном образовании «З. сельское поселение». Пояснил, что автомобильные дороги, находящиеся на территории поселения не являются собственностью муниципального образования «З. сельское поселение». Отсутствие технических паспортов на автомобильные дороги не влечёт нарушение прав граждан на территории поселения. Денежные средства для осуществления паспортизации отсутствуют.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ дорогами общего пользования поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007г. №257-ФЗ) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п.1 ст.32 Устава З. сельского поселения администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «З. сельское поселение» и в соответствии с Уставом осуществляет свои полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные Уставом. В соответствии с п.1.6 Устава администрация З. сельского поселения осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленного в материалах дела списка автомобильных дорог, на территории З. сельского поселения расположены автомобильные дороги местного значения поселения.

В судебном заседании установлено, что по результатам проведённой прокуратурой проверки 135 автомобильных дорог местного значения поселения не имеют технических паспортов.

Довод представителя ответчика о том, что данные автомобильные дороги собственностью З. сельского поселения не являются, не может быть признан состоятельным.

В соответствии с Федеральным закон от 08.11.2007г. №257-ФЗ, данные автомобильные дороги находятся в собственности администрации муниципального образования.

Доказательств, опровергающих факт нахождения автомобильных дорог, располагающихся на территории поселения, в собственности администрации муниципального образования «З. сельское поселение», ответчиком не представлено.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие реестра автомобильных дорог в З. сельском поселении судом не может быть принята в качестве основания отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Томского района.

Как следует из ч.5 ст.62 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ собственники автомобильных дорог обязаны предоставить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства сведения об автомобильных дорогах, которые должны быть внесены в реестр.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого Приказом Минтраста России от 07.08.2009 года №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Не предоставление сведений об автомобильных дорогах, расположенных на территории З. сельского поселения в силу указанных выше норм закона не освобождает Администрацию З. сельского поселения осуществлять контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществлять иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе провести оценку технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Кроме того, согласно ответу Главы поселения от 26.01.2012 учёт автомобильных дорог ведётся согласно списку. На 2012 год в бюджете поселения на содержание данных дорог запланированы средства в сумме 1498 тысяч рублей из них: 800 тыс.рублей местного бюджета и 698 тысяч рублей из областного бюджета.

Согласно пункта 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утверждённой 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР (далее по тексту – ВСН 1-83) технический учёт и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяжённости и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. В соответствии с пунктом 1.2. ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

В судебном заседании установлено, что на территории З. сельского поселения дороги местного значения на кадастровом учёте не стоят, технические паспорта для указанных дорог не оформлялись, что признается представителем ответчика.

Паспортизацию указанных автомобильных дорог на основании приведенных выше норм закона должна осуществлять администрация муниципального образования «З. сельское поселение».

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов.

При таких обстоятельствах, отсутствие реестра автомобильных дорог, на которое ссылается представитель ответчика, не является препятствием для устранения установленных в судебном заседании нарушений.

В соответствии со ст.123 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требование прокурора Томского района о понуждении Администрации З. сельского поселения произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Требование прокурора об установлении ответчику срока до 01.03.2013 суд находит разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Обязать Администрацию З. сельского поселения в срок до 01 марта 2013 года произвести паспортизацию в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утверждённой 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, автомобильных дорог местного значения поселения общего и необщего пользования, расположенных на территории муниципального образования «З.» сельское поселение.

Настоящее решение суда может быть обжаловано сторонами в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Томского районного суда.

В окончательной форме решение принято 02 июля 2012года.

Председательствующий-

Судья Томского районного суда С.А. Стерехова