от 26 июня 2012 года по делу № 2-568/2012 Именем Российской Федерации Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н., при секретаре Андреевой Г.А., с участием: процессуального истца Федько П.С. представителя ответчика ООО «Водоресурс» Рогоевой А.К. представителя третьего лица – Администрации Богашевского сельского поселения Ивановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоресурс» о понуждении к обеспечению соответствия воды, поставляемой жителям с. Лучаново Томского района Томской области требованиям СанПиН, у с т а н о в и л: прокурор Томского района Томской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоресурс» (далее ООО «Водоресурс», Общество) о понуждении к обеспечению соответствия воды, поставляемой жителям с. Лучаново Томского района Томской области требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, и установлении срока для исполнения судебного решения – два месяца с момента вступления судебного решения в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор Томского района Томской области в письменном заявлении указал, что 23.12.2011 между Администрацией Богашевского сельского поселения и ООО «К» заключен договор аренды муниципального имущества № 19/11 в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе: водонапорной башни, водопроводов и скважин. По договору субаренды № с-02 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «К» передало указанное муниципальное имущество в субаренду ООО «Водоресурс». Последнее в настоящее время осуществляет деятельность по обеспечению питьевой водой населения с.Лучаново Богашевского сельского поселения. В соответствии с положениями действующего законодательства потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, соблюдение юридическими лицами санитарных правил является составной частью их деятельности, последние обязаны выполнять требования санитарного законодательства, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по своему химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Между тем, согласно лабораторным исследованиям пробы питьевой воды, полученные из колонки, расположенной по адресу: Томская область, Томский район, с. Лучаново, ул. Новая, 3, а так же из водопроводного крана, расположенного в квартире № 2 по адресу: Томская область, Томский район, с. Лучаново, ул<адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим показателям (мутность) и санитарно – химическим показателям (железо). Права и свободы человека и гражданина в соответствии с положениями Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Конституция РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду. Неисполнение ООО «Водоресурс» положений санитарного законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан как постоянно проживающих на территории с. Лучаново, так и временно пребывающих на указанной местности, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение нормальной жизнедеятельности и сохранение благоприятной окружающей среды. Помощник прокурора Томского района Томской области Федько П.С. в судебном заседании предъявленные прокурором Томского района исковые требования, поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным исковом заявлении. Указал, что оказываемая ООО «Водоресурс» услуга снабжения населения с. Лучаново Томского района питьевой водой является некачественной. Администрация Богашевского сельского поселения, действуя в соответствии с положениями действующего законодательства, организовала водоснабжение населения, сдав соответствующее муниципальное имущество в аренду юридическому лицу, для его эксплуатации по целевому назначению. Обязанность обеспечить качество поставляемой воды требованиям санитарных норм лежит на организации осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения. При этом выбор способа, которым будет достигнуто надлежащее качество воды, является прерогативой Общества. Просил иск прокурора удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика – ООО «Водоресурс» Рогоева А.К., действующая на основании доверенности №, выданной на её имя директором Общества ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора Томского района не признала. При этом подтвердила, что ООО «Водоресурс» на основании договора субаренды муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры и коммунального хозяйства, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ООО «К», осуществляет эксплуатацию систем коммунального хозяйства и поставляет жителям с. Лучаново Томского района питьевую воду. Не отрицала, что поставляемая Обществом вода не соответствует требованиям санитарного законодательства по мутности и содержанию железа. В то же время поясняла, что Общество не может обеспечить соответствие качества поставляемой жителям с. Лучаново питьевой воды требованиям СанПиН в рамках заключенного договора субаренды муниципального имущества, поскольку это требует значительных финансовых и временных затрат. Для обеспечения качества поставляемой населению воды требованиям санитарных норм необходимо строительство станции водоочистки. Указанное строительство является затратным, а сама деятельность по поставке воды – убыточной. ООО «Водоресурс» поставляет воду того качества, которое позволяет достичь арендуемое оборудование. Отмечала, что при заключении договоров аренды и субаренды муниципального имущества вопросы о качестве воды, которое можно поставить используя данное оборудование, ООО «Водоресурс» не рассматривался. Считала, что собственник имущества – орган местного самоуправления должен иметь полный комплекс оборудования позволяющий поставлять воду надлежащего качества. Таким образом, именно орган местного самоуправления должен осуществить строительство указанной станции и является надлежащим ответчиком по делу. При этом не отрицала, что договора водоснабжения с гражданами является публичным и последние вправе рассчитывать на поставку воды, отвечающей требованиям СанПиН. Просила в иске отказать. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Администрация Богашевского сельского поселения – Иванова Е.В., действующая на основании доверенности выданной на ее имя Главой поселения ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании полагала, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Отмечала, что представители арендатора и субарендатора до заключения договора аренды и субаренды муниципального имущества осматривали его, видели, его состояние и то, что в составе передаваемого в аренду имущества отсутствуют станция водоочистки. После заключения договора аренды и субаренды организация, эксплуатирующая системы коммунального хозяйства должна поставлять потребителям воду надлежащего качества. Просила иск удовлетворить. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявленное прокурором Томского района Томской области исковое требование подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего: В соответствии со ст. 56 - 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52 – ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52 – ФЗ от 30.03.1999 органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52 – ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Из ст. 19 Федерального закона № 52 – ФЗ следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 554 от 24.07.2000 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569), нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно - эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). Государственные санитарно - эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 утверждены санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды систем централизованного водоснабжения. Контроль качества.». Согласно п. 1.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - Санитарные правила) данные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, правилам контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Из п.п. 1.3, 1.4 Санитарных правил следует, что последние предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана, в том числе с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой. Указанные санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Согласно п.п. 2.1, 2.2 Санитарных правил их требования должны выполняться, в том числе, и при эксплуатации систем водоснабжения; качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям Санитарных правил. В соответствии с п. 3.1 Санитарных правил питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Таким образом, действующее законодательство возлагает на организации всех форм собственности, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе по обеспечению соответствия качества питьевой воды Санитарным правилам. При этом организации, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Из пояснений сторон следует и ими не оспаривается, что эксплуатацию централизованных систем водоснабжения в с. Лучаново Томского района Томской области как на день подачи иска, так и на момент его рассмотрения судом осуществляет ООО «Водоресурс», являющееся самостоятельным юридическим лицом, имеющим, в том числе, целью и видом своей деятельности - водоснабжение населения. Указанное обстоятельство подтверждается следующими представленными суду документами: - Уставом ООО «Водоресурс» (п. 1.2. 2.2); - договором аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Администрацией Богашевского сельского поселения (арендодатель) и ООО «К» (арендатор), а так же приложением № к договору аренды, содержащим перечень передаваемого в аренду имущества, в том числе: водопроводные сети в с. Лучаново, артезианские скважины и водонапорную башню, актом приема - передачи муниципального имущества (приложение № 2 к договору аренды); - договором субаренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства № С- 02 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «К» (субарендодатель) и ООО «Водоресурс» (субарендатор), а так же приложением № 1 к договору субаренды, содержащим перечень передаваемого в аренду имущества, в том числе: водопроводные сети в с. Лучаново, артезианские скважины и водонапорную башню, актом приема - передачи муниципального имущества (приложение № 2 к договору субаренды); При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «Водоресурс» является организацией, осуществляющей эксплуатацию систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Лучаново Томского района, на которую в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе по обеспечению соответствия качества поставляемой потребителям с. Лучаново питьевой воды Санитарным правилам. Согласно протоколов № 2315 и 2316 испытаний проб воды, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Томской области» 13.04.2012, в пробах воды, отобранных из колонки, расположенной по адресу: Томская область, Томский район, с. Лучаново, ул. Новая, 3, а так же из водопроводного крана, расположенного в квартире № 2 по адресу: Томская область, Томский район, с. Лучаново, <адрес>, при нормативе мутности не выше 1,5 мг/дм3 выявлено фактическое наличие мутности 4,78 и 3,37 мг/дм3 соответственно, а так же при нормативе содержания железа 0,3 мг/дм3 выявлено фактическое содержание железа 1,23 и 0,45 мг/дм3, что превышает установленные законодательством предельно допустимые значения. Из экспертного заключения № 3515 – 35-16 от 13.04.2012 выполненного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Томской области» следует, что качество проб питьевой воды, полученных из колонки, расположенной по адресу: Томская область, Томский район, с. Лучаново, ул. Новая, 3, а так же из водопроводного крана, расположенного в квартире № 2 по адресу: Томская область, Томский район, с. Лучаново, <адрес>, по исследованным органолептическим показателям (мутность) и санитарно – химическим показателям (железо) не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Сторона ответчика в судебном заседании не возражала против того что поставляемая ООО «Водоресурс» потребителям с. Лучаново вода не соответствует требованиям Санитарных правил. Таким образом, суд считает установленным, что О «Водоресурс», осуществляя эксплуатацию систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поставляет потребителям с. Лучаново Томского района воду не соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Представитель ответчика, указывая на необходимость отказа прокурору в иске, ссылалась на невозможность поставки воды надлежащего качества при эксплуатации переданного им в аренду оборудования, и отмечала, что надлежащее качество воды не может быть обеспечено без станции водоочистки, строительство которой должно быть осуществлено собственником имущества – органом местного самоуправления. Суд не может согласиться с указанными доводами стороны ответчика, при этом исходит из следующего: Выше установлено, что в соответствии с положениями действующего законодательства качество питьевой воды, поставляемое посредством системы водоснабжения, должно соответствовать требованиям Санитарных правил (п.п. 2.1, 2.2 Санитарных правил). Последние должны соблюдаться, в том числе и юридическими лицами, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (п.п. 1.3, 1.4 Санитарных правил). Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем Санитарным правилам за счет собственных средств (абз. 3 ч. 2 ст. 2, ст. 19 Федерального закона № 52 – ФЗ от 30.03.1999). Таким образом, на ООО «Водоресурс», как на организации эксплуатирующей систему водоснабжения населения с. Лучаново Томского района, в соответствии с положениями действующего законодательства, лежит обязанность за счет собственных средств обеспечить соответствие качества питьевой воды, поставляемой потребителям, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. При этом законодательство не содержит указаний на конкретные действия и методы, использование которых позволит эксплуатирующей организации обеспечить качество поставляемой питьевой воды Санитарным правилам, оставляя это на усмотрение организации. Довод стороны ответчика о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, и обязанность по поставке воды надлежащего качества лежит на Администрации Богашевского сельского поселения, как на органе обязанного организовать водоснабжение населения в границах поселения, прямо противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства. Суд отмечает, что отсутствие среди арендуемого Обществом оборудования станции водоочистки, наличие которой, по мнению стороны ответчика, позволит исполнить требования законодательства о поставке потребителям воды надлежащего качества, не предоставляет ООО «Водоресурс» право осуществлять поставку воды, не отвечающей требованиям Санитарных норм, и соответственно не освобождает ответчика от обязанности соблюдать требования действующего законодательства. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковое требование прокурора Томского района Томской области о понуждении ООО «Водоресурс» к обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения с.Лучаново Томского района Томской области Санитарным нормам подлежит удовлетворению. Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд находит, что предложенный прокурором Томского района срок для исполнения судебного решения в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным, разумным и обеспечивающим баланс интересов сторон. В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.18 Налогового кодекса РФ до подачи искового заявления в суд общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину. Согласно п.9 ч.1 ст.336.36 Налогового кодекса РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при предъявлении в суд общей юрисдикции заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Пунктом 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл.25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобождён от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований. Оснований для освобождения ООО «Водоресурс» от подлежащей уплате по делу государственной пошлины суд не усматривает. Прокурором Томского района Томской области к ООО «Водоресурс» предъявлено исковое требование неимущественного характера. Учитывая, что исковое требование судом удовлетворено в полном объёме, на ООО «Водоресурс» возложена обязанность по обеспечению соответствие качества питьевой воды поставляемой жителям с. Лучаново Томского района Томской области требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 исходя из положений ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что с ООО «Водоресурс» взысканию в местный бюджет подлежит государственная пошлина в размере 4000 рублей. Суд считает, что разрешение данного спора в приведённом порядке не нарушает права и интересы участников процесса и соответствует принципам разумности и справедливости. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Томский районный суд Томской области р е ш и л : исковое требование прокурора Томского района Томской области - удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоресурс» в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соответствие качества питьевой воды поставляемой жителям с. Лучаново Томского района Томской области требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды систем централизованного водоснабжения. Контроль качества.». Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водоресурс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения. Председательствующий- судья Томского районного суда Томской области (подпись) С.Н. Панфилов Мотивированный текст судебного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Копия верна. Судья: С.Н. Панфилов Секретарь: Г.А. Андреева