РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июля 2012 года г.Томск Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А., при секретаре Борисовой Е.А., с участием: ст.помощника прокурора Томского района Нестребенко М.М., представителя ответчика С.В.И., представителей ответчика О.О.А., Д.Е.Б., представителя заинтересованного лица Т.Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-590/12 по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации М. сельского поселения Томского района Томской области о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), установил: Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации М. сельского поселения о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованное вдоль дороги в 1,5 км от < ххх >, площадью 60 кв.м., объемом 60 куб.м. Указал, что названное несанкционированное размещение отходов на территории М, сельского поселения было выявлено в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Непринятие Администрацией поселения мер по ликвидации указанной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан, пребывающих в поселении, на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. По ходатайству прокурора Томского района Томской области Крылова Б.А. определением Томского районного суда Томской области от 13.06.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ДРСУ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Администрация ТР В судебном заседании ст.помощник прокурора Томского района Томской области заявленные требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила в связи с отказом прокурора Томского района Томской области Крылова Б.А. от исковых требований в отношении ДРСУ дело в отношении ДРСУ прекратить, поскольку данное предприятие не является надлежащим ответчиком. Отказ от исковых требований прокурора Томского района Томской области Крылова Б.А. в отношении ДРСУ представлен в судебное заседание в письменном виде. Представитель администрации М. сельского поселения С.В.И. исковые требования прокурора Томского района Томской области признал в полном объеме. В судебное заседание представил письменное заявление о признании исковых требований. Представители ДРСУ О.О.А., Д.Е.Б. указали, что предприятие, интересы которого они представляют в судебном заседании, надлежащим ответчиком не является. Выслушав представителя процессуального истца, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Прокурором Томского района Томской области Крыловым Б.А. заявлен отказ от исковых требований в отношении ДРСУ Отказ от иска выражен в порядке ст. 39 ГПК РФ в письменном заявлении, которое приложено к материалам дела. Суд находит требования заявителя об отказе от иска и прекращении гражданского дела в отношении ДРСУ подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд разъяснил заявителю последствия отказа от иска в соответствии с ч.2 ст. 173 ГПК РФ. Оценив в совокупности собранные доказательства по делу, суд, в соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ принимает отказ от иска, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Согласно ст. 2 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации М. сельского поселения Томского района в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в интересах граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду. Требования направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории местного поселения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Пунктом 1 ст. 8 указанного закона также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно Федеральному Закону от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в число принципов охраны окружающей среды включена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора и вывоза отходов и мусора. Согласно ст. 34 данного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования «М. сельское поселение» в структуру органов местного самоуправления входит администрация сельского поселения (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования «М. сельское поселение»). При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Факт ненадлежащего исполнения Администрацией М. сельского поселения Томского района Томской области обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора подтверждается письмом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 1389 от 19.04.2012 с приложенными к нему схемой и фототаблицей. Наличие указанного прокурором Томского района Томской области в исковом заявлении несанкционированного размещения отходов вдоль дороги в 1,5 км от < ххх >, площадью 60 кв.м., объемом 60 куб.м. ответчиком не оспаривается. Таким образом, требование прокурора Томского района о понуждении Администрации М. сельского поселения произвести ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованного на территории поселения, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования. В судебном заседании представитель ответчика С.В.И. исковые требования прокурора Томского района Томской области признал в полном объеме. Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Разрешая вопрос о предоставлении ответчику срока для исполнения судебного решения, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание мнение прокурора по данному вопросу, суд считает, что срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения в течение одной недели с момента вступления решения в законную силу с учетом объема выявленного нарушения является разумным и достаточным. На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39,173, 220, 224-225, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Принять от прокурора Томского района Томской области Крылова Б.А. отказ от исковых требований в отношении ДРСУ Производство по делу в отношении ДРСУ прекратить. Исковые требования прокурора Томского района Томской области к Администрации М. сельского поселения о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), удовлетворить. Обязать Администрацию М. сельского поселения в течение одной недели с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованное вдоль дороги в 1,5 км от < ххх >, площадью 60 кв.м., объемом 60 куб.м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий – судья Томского районного суда Томской области С.А. Стерехова В окончательной форме решение принято 27 июля 2012 года.