РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 июля 2012 года г.Томск Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А., при секретаре Борисовой Е.А., с участием: помощника прокурора Томского района Нестребенко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-792/12 по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации З сельского поселения Томского района Томской области о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), установил: Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации З сельского поселения о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованное в районе < хххх > в припоселковом лесу, между 9 и 10 километром справа от трассы Томск-Новосибирск на площади в 30 кв.м. и объемом 21 куб. м., указав в обоснование заявленного требования следующее. В результате проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды, выявлено несанкционированное размещение отходов (свалка) на территории З сельского поселения, локализованное в районе < хххх > в припоселковом лесу, между 9 и 10 километром справа от трассы Томск-Новосибирск на площади в 30 кв.м. и объемом 21 куб. м. Непринятие Администрацией поселения мер по ликвидации указанной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан, пребывающих в поселении, на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В судебном заседании ст. помощник прокурора Томского района Томской области заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик, Администрации З сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Причины неявки не сообщил. Ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным признать причины неявки ответчика неуважительными и рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации З сельского поселения Томского района в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в интересах граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду. Требования направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Ст. 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Пунктом 1 ст. 8 указанного закона также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды - ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора и вывоза отходов и мусора. Согласно ст. 34 данного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования «З сельское поселение» в структуру органов местного самоуправления входит администрация сельского поселения (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования «З сельское поселение»). При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. На основании вышеизложенного суд считает, что требования, заявленные прокурором Томского района Томской области, основаны на нормах действующего законодательства и объективно подтверждаются представленными доказательствами. Факт ненадлежащего исполнения Администрацией З сельского поселения Томского района Томской области обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора подтверждается письмом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 2084 от 18.06.2012 с приложенной к нему фототаблицей. Таким образом, требование прокурора Томского района о понуждении Администрации З сельского поселения произвести ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованного на территории поселения, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. Разрешая вопрос о предоставлении ответчику срока для исполнения судебного решения, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание мнение помощника прокурора по данному вопросу, суд считает, что срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения в течение одной недели с момента вступления решения в законную силу с учетом объема выявленного нарушения является разумным и достаточным. На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39,173, 220, 224-225, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Томского района Томской области к Администрации З сельского поселения о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), удовлетворить. Обязать Администрацию З сельского поселения в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованного в районе < хххх > в припоселковом лесу, между 9 и 10 километром справа от трассы Томск-Новосибирск на площади в 30 квадратных метрах и объемом 21 кубический метр. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий – судья Томского районного суда Томской области С.А. Стерехова В окончательной форме решение принято 3 августа 2012 года.