Дело №2-842/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 июля 2012 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Ждановой Е.С., при секретаре Селезневе А.А., с участием: заявителя Гореевой С.А., представителя заявителя Вяловой Т.А., представителя заинтересованного лица Галямова И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Гореевой С.А. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Калтайское сельское поселение», установил: Гореева С.А. обратилась в суд с заявлением (с учётом уточнений от 18.07.12) о признании бездействия Администрации Калтайского сельского поселения, выразившегося в отказе устройства водоразборной колонки на <адрес> <адрес> незаконным; устранении нарушения её (Гореевой С.А.) законных прав и свобод путём устройства водоразборной колонки с подключением к действующим сетям водоснабжения на <адрес> в <адрес> <адрес> <адрес> в соответствии с пунктом 8.20 СНиП 2.04.02-84* «Вобоснабжение. Наружные сети и сооружения» между жилым домом № и жилым домом №, в срок, не позднее <данные изъяты>) дней со дня вступления судебного решения в законную силу. В обоснование заявления в судебном заседании Гореева С.А. указала, что она является собственником жилого дома расположенного по адресу – <адрес>. С момента проживания в <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ года) и до настоящего времени на <адрес> имеется только одна водоразборная колонка, установленная в начале улицы. Централизованное водоснабжение улицы отсутствует, обустройство скважины требует больших материальных затрат, воду как для питьевых нужд так и для хозяйственных ей приходится покупать. С целью обеспечения жителей <адрес> питьевой водой она в числе других домовладельцев неоднократно обращалась в Администрацию Калтайского сельского поселения с просьбой о сооружении водоразборной колонки. Однако данные просьбы остались без удовлетворения в силу отсутствия финансовых средств у Администрации Калтайского сельского поселения. Полагала, что бездействие органа местного самоуправления нарушает её законные права и интересы, позиция Администрации поселения противоречит действующему законодательству, поскольку организация водоснабжения населения в границах муниципального образования «Калтайское сельское поселение» является обязанностью Администрацией Калтайского сельского поселения, что следует из Устава Муниципального образования. При этом организация водоснабжения должна соответствовать требованиям СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», пунктом 8.20 которых установлено, что радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 метров. Бездействие Администрации по организации водоснабжения нарушает её права как жителя <адрес> на обеспечение питьевой водой. Указывала на добросовестную оплату ею и членами её семьи налогов, что является неотъемлемой составляющей бюджета Российской Федерации. Самостоятельно установить водоразборную колонку и подключить ее к водопроводной сети она не имеет материальной возможности. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 года №858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», Закон Томской области от 12.09.2005 года №154-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Питьевая вода Томской области», положения ст. 19 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», просила удовлетворить заявленные требования. Представитель заявителя Вялова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявление поддержала в полном объёме по изложенным основаниям, настаивала на его удовлетворении. Представитель органа, чьё бездействие оспаривается, глава Администрации Калтайского сельского поселения Галямов И.Ю. указал, что действительно на <адрес> установлена только одна водоразборная колонка около <адрес>, расстояние от данной колонки до дома Гореевой составляет <данные изъяты> метров, обустроить водоразборную колонку с учетом требований СНиП Администрация не отказывается. Правомерное требование жителей <адрес> и в т.ч. Гореевой С.А. будет выполнено, как только появится финансирование, но не раньше чем через <данные изъяты> года. Возражений относительно места установки водоразборной колонки, указанной в требованиях Гореевой С.А. не высказал, при этом не согласился со сроком исполнении решения суда, считая его явно несоразмерным. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд находит заявление Гореевой С.А. подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно разъяснению, содержащемуся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). На основании ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 05.01.12) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.1.3 ст.21 Устава Администрация Муниципального образования «Калтайское сельское поселение» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Калтайское сельское поселение». Пунктом 4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно ст.1 Водного кодекса РФ под водоснабжением понимается подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Статьёй 3 Водного кодекса РФ закреплён приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов. В силу ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства. Гореева С.А. является собственником жилого дома и земельных участков, расположенных по адресу с Калтай, <адрес> <адрес> <адрес>. Согласно сведений Администрации Калтайского сельского поселения, Гореева С.А. зарегистрирована и проживает по адресу с <адрес> <адрес> входит в состав Муниципального образования «Калтайское сельское поселение», что закреплено в п.3 ст.2 Устава Муниципального образования. Судом установлено, что в <адрес> отсутствует водоснабжение. Данный факт в судебном заседании не отрицался представителем заинтересованного лица. В силу действующего законодательства, в частности п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в <адрес> водоснабжения относится к вопросам местного значения, возложенным на Администрацию муниципального образования «Калтайское сельское поселение», что также закреплено в п.1 ст.6 Устава Муниципального образования. Поскольку жилой дом по<адрес> находится в ведении Администрации Калтайского сельского поселения, то соответственно Администрация Калтайского сельского поселения должна надлежащим образом организовать водоснабжение, в связи с чем заявитель Гореева С.А. обратилась к надлежащему лицу – органу местного самоуправления, чье бездействия ею оспаривается. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с положениями ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (в редакции от 06.05.2011), потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Согласно п. 3 Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В соответствии с п. 9 указанных Правил исполнителем должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. При этом суд отмечает, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. В силу ст. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Согласно п. 8.20 Строительные нормы и правила СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение». Наружные сети и сооружения» (утв. постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года №123) радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки надлежит предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки. Частью 1 ст.249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию органом местного самоуправления по настоящему делу, является надлежащая, в соответствии с требованием закона организация водоснабжения <адрес> <адрес> В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в нарушение действующего законодательства Администрация Калтайского сельского поселения ненадлежащим образом организовала в границах поселения водоснабжение жилых домов по <адрес>. Изложенное подтверждается представленными Гореевой С.А. письменными доказательствами, а именно : обращением заместителя Главы Администрации Томского района на имя управляющего Калтайским сельским поселением от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в связи с поступившими обращениями граждан рекомендовано принять нормативные акты по проектированию и строительству электро-, водо- и газоснабжения для резервирования средств в бюджете на эти цели; в случае невозможности изыскания средств рекомендовано обратиться в <данные изъяты>; ответом Главы поселения на имя Гореевой С.А от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что на благоустройство инженерных сетей и благоустроительных работ по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год финансовые средства отсутствуют (стоимость водоснабжения составляет <данные изъяты> рублей); письмом заместителя Главы Администрации Томского района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по вопросу водоснабжения депутатом Думы Томского района А.А.Р., специалистами <данные изъяты> решается вопрос об устройстве водопроводной колонки в пределах границы водозаборной скважины для водоснабжения, в том числе, дома Гореевой С.А. Сообщено, что водопроводная колонка должна быть установлена до ДД.ММ.ГГГГ; ответом Главы Администрации Томского района на имя Гореевой С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по вопросу водоснабжения жителей, проживающих по <адрес> в <адрес> сообщено, что выполнить работы в настоящее время не представляется возможным из-за значительного промерзания грунта. При наступлении устойчиво положительных температур наружного воздуха в ДД.ММ.ГГГГ года работы по восстановлению водопроводного колодца и монтажу водоразборной колонки будут выполнены силами эксплуатирующей организации <данные изъяты>»; письмом Главы Администрации Калтайского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что бюджет Калтайского сельского поселения является на <данные изъяты> дотационным, средств на исполнение всех обязательств нет, депутаты Совета Калтайского сельского поселения утвердили финансирование первоочередных мероприятий, в число которых строительство водопровода по <адрес> в <адрес> от <адрес> до № не входит. Также указано, что при условии прокладки водовода Гореевой С.А. водоразборную колонку администрация сумеет смонтировать, разрешение на подключение к существующей сети будет выдано. Доказательств надлежащей организации водоснабжения, в том числе путём устройства водоразборной колонки на <адрес> в <адрес> Томского <адрес> Томской <адрес> в соответствии с требованиями пункта 8.20 СНиП 2.04.02-84* «Вобоснабжение. Наружные сети и сооружения» представителем органа местного самоуправления, чьё бездействие оспаривается, в судебном заседании не представлено. Отсутствие надлежащего водоснабжения по <адрес>, а именно <адрес>, в нарушение действующего законодательства, приводит к наступлению социально неблагоприятных последствий. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя. На основании вышеизложенного суд считает, что требования, заявленные Гореевой С.А., основаны на нормах действующего законодательства и объективно подтверждаются представленными доказательствами. На основании ст.206 ГПК РФ Гореевой С.А. заявлено требование о предоставлении Администрации Муниципального образования «Калтайское сельское поселение» определённого срока для устранения нарушений её прав и свобод – не позднее <данные изъяты> дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Принимая во внимание требование ст. 54 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о том, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", доводы представителя заинтересованного лица, суд считает, что заявленный Галеевой С.А. срок устранения выявленных нарушений законодательства является не достаточным. По мнению суда, разумным сроком исполнения данного решения суда является срок в течение четырех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Гореевой С.А. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Калтайское сельское поселение», выразившееся в отказе в устройстве водоразборной колонки на <адрес> в <адрес> <адрес>. Обязать Администрацию муниципального образования «Калтайское сельское поселение» устранить допущенное нарушение прав и свобод путём устройства водоразборной колонки с подключением к действующим сетям водоснабжения на <адрес> в соответствии с пунктом 8.20 СНиП 2.04.02-84* «Вобоснабжение. Наружные сети и сооружения» между жилым домом № и жилым домом №, в течение четырех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу. Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий – Судья Томского районного суда Е.С. Жданова мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ р е з о л ю т и в н а я ч ас т ь РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 июля 2012 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Ждановой Е.С., при секретаре Селезневе А.А., с участием: заявителя Гореевой С.А., представителя заявителя Вяловой Т.А., представителя заинтересованного лица Галямова И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Гореевой Светланы Алексеевны о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Калтайское сельское поселение», руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Гореевой Светланы Алексеевны удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Калтайское сельское поселение», выразившееся в отказе в устройстве водоразборной колонки на <адрес> Обязать Администрацию муниципального образования «Калтайское сельское поселение» устранить допущенное нарушение прав и свобод путём устройства водоразборной колонки с подключением к действующим сетям водоснабжения на <адрес> в соответствии с пунктом 8.20 СНиП 2.04.02-84* «Вобоснабжение. Наружные сети и сооружения» между жилым домом № и жилым домом №, в течение четырех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу. Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий – Судья Томского районного суда Е.С. Жданова