Дело №2-277/11, решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Томск 11 апреля 2011г.

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Архипова А.В.,

при секретаре Дерр Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-277/11 по иску Андриановой Е.В. к Администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» об обязывании ответчика предоставить жилое помещение, пригодного для проживания на условиях социального найма и отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

у с т а н о в и л:

Андрианова Е.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания на условиях социального найма и отвечающего требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ с установлением ответчику срока для совершения вышеуказанных действий - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании заявленных требований указано, что истец проживает по адресу: с. ХХХХ Томского района Томской области, ХХХХ с 1977 года, куда была вселена вместе с мужем, работавшим на тот момент в государственном предприятии «ХХХХ ПО «ХХХХ».

Актом обследования аварийного состояния жилого дома по вышеуказанному адресу от 16.03.2010, актом № ХХХХ от 31.03.2010, заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 13.06.2010, установлен факт признания квартиры №ХХХХ непригодной для проживания.

Постановлением Главы Администрации Корниловского сельского поселения от ХХХХ Андрианова Е.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на льготную очередь по Корниловскому поселению.

В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого он находится.

Жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций отнесены на основании Указа Президента РФ от 10.01.1993 №8 к объектам коммунально-бытового назначения, не подлежащим приватизации.

Согласно п. 3 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235) приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решение о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Таким образом, объекты коммунально-бытового назначения, в том числе жилищный фонд, в ходе реорганизации госпредприятий подлежали включению в план приватизации как объекты, не подлежащие приватизации, с последующей передачей в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

12.03.1993 утвержден План приватизации производственного объединения «ХХХХ», согласно п. 8 которого укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации, как то объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе жилой фонд ЦЭС, при этом на основании п. 9.2 объекты жилого фонда и коммунального хозяйства по п. 8.2, передаются в распоряжение городских и районных администраций.

В соответствии с ч. 5 вышеуказанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утверждаемой форме.

Обязанность по передаче жилого фонда, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса, к которому относится жилой дом ХХХХ, в муниципальную собственность органа местного самоуправления муниципального района, была возложена на госпредприятие «ХХХХ». Таким образом, жилой дом ХХХХ подлежал передаче в собственность муниципальное образование «Корниловское сельское поселение». Обязанность по передаче выполнена не была.

Поскольку распоряжение о передаче жилого фонда в распоряжение районной Администрации было принято, а ответчиком не представлено доказательств того, что План приватизации «ХХХХ» не поступал в Администрацию, и не была организована передача жилого фонда по вине «ХХХХ», бездействием обеих сторон не должны нарушаться права истца.

Обязанность по передаче жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса производственного объединения «Томскэнерго» в муниципальную собственность и обязанность по его принятию в муниципальную собственность лежат на правопреемнике производственного объединения «ХХХХ» и органе местного самоуправления, на территории которого он расположен. Указанный дом на балансе ОАО «ХХХХ» не состоит, так как при реорганизации «ХХХХ» это имущество не передавалось.

Таким образом, с 12.03.1993 (с момента утверждения плана приватизации), спорное жилое помещение фактически выбыло из оборота жилищного фонда. До настоящего времени Администрация Томского района не совершила действий по приему этого жилого дома и передаче его в муниципальную собственность.

Непринятие жилого дома в муниципальную собственность влечет невозможность обеспечить его надлежащее содержание и обслуживание, а также вселение в него граждан и их расселение. Тем самым нарушаются законные права и интересы граждан проживающих в этом доме.

Из содержания ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса РФ следует, что переселение граждан из указанного непригодного для проживания помещения, обязана осуществить Администрация Корниловского сельского поселения.

В нарушение указанных норм закона истец, до настоящего времени, не выселена из вышеуказанного дома, с предоставлением жилого помещения.

Неправомерные действия Администрация Корниловского сельского поселения нарушают конституционные права граждан на жизнь, жилище, что является недопустимым.

В качестве правового основания указаны ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 51, 65,66,84,85,87 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании истец Андрианова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, настаивали на их удовлетворении.

Представитель истца Куницкий В.В., действующий на основании доверенности от 28.10.2010, исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что истец проживает в непригодном для проживания жилом помещении, которое относится к муниципальному жилищному фонду, а именно является собственностью Администрации Корниловского сельского поселения. Ранее данное жилое помещение являлось собственностью государственного учреждения «ХХХХ». В последующем в процессе акционирования никто из правопреемников собственником жилого помещения не стал, и жилое помещение подлежало передаче органу местного самоуправления, то есть ответчику. Представленные доказательства подтверждают факт того, что данное жилое помещение является собственностью Администрации Корниловского сельского поселения. Истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, как проживающая в непригодном жилом помещении. В силу ст.89 ЖК РФ истцу должно быть предоставлено жилое помещение.

Представитель ответчика Асеев В.А., действующий на основании доверенности от 02.02.2011, исковые требования не признал, пояснив, что правового обоснования для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма отсутствуют, так как в иске имеется ссылка на ст.87 ЖК РФ. Истец является собственником данного жилого помещения. Согласно исследованным документам, за год до признания дома аварийным истцом был продан земельный участок, в связи с чем, на данные денежные средства истец могла решить жилищные проблемы. Дом был признан аварийным в июле 2010 г., а в декабре 2010 г. истец по дарственной передала принадлежащую ей двухкомнатную квартиру и земельный участок, и зарегистрировалась как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Считает, что в данном случае может иметь место обогащение за счет средств муниципального образования. Наряду с этим представитель ответчика подтвердил, что Андрианова постановлением Главы администрации Корниловского сельского поселения от 01.12.2010 №ХХХХ действительно была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на льготную очередь.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит исковые требования Андриановой Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Пунктом 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Занимаемое истцом жилое помещение, по адресу: с. ХХХХ Томского района Томской области, ХХХХ, актом обследования аварийного состояния жилого дома от 16.03.2010, актом №ХХХХ, составленным Государственной жилищной инспекцией по результатом инспекционной проверки от 31.03.2010, заключением межведомственной комиссии от 13.06.2010, признано непригодным для проживания.

Постановлением Главы Администрации Корниловского сельского поселения от 01.12.2010 №ХХХХ Андрианова Е.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на льготную очередь по Корниловскому поселению. Следовательно, Администрация признала за истцом право на получение жилого помещения в качестве нуждающегося.

Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно положению п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено, что указанная квартира была предоставлена семье истца ПО «ХХХХ» в 1977 году. При этом истцу не выдавался документ, подтверждающий право на данную квартиру.

В судебном заседании установлено, что указанная квартира принадлежала ПО «ХХХХ».

В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в первоначальной редакции) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций отнесены на основании ч.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» к объектам коммунально-бытового назначения, не подлежащими приватизации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» Правительство РФ постановило:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

2. Установить, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность:

предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом;

предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.

3. Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

4. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе государственных предприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 393), передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

Пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением от 07.03.1995 №235, установлено, что утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Таким образом, объекты коммунально-бытового назначения, в том числе жилищный фонд, в ходе реорганизации госпредприятий подлежали включению в план приватизации как объекты, не подлежащие приватизации, с последующей передачей в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

12 марта 1993 г. утвержден План приватизации производственного объединения «Томскэнерго». Согласно п.8 Плана утвержден укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации, в том числе объекты жилищно-коммунального хозяйства, жилой фонд ЦЭС (п.8.2). На основании п.9.2 объекты жилого фонда и коммунального хозяйства по п.8.2 передаются в распоряжение городских и районных администраций.

В соответствии с ч. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой форме.

Обязанность по передаче жилого фонда, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса, к которому относится жилой дом № ХХХХ по ул. ХХХХ, в муниципальную собственность органа местного самоуправления муниципального района, была возложена на государственное предприятие «ХХХХ». Таким образом, жилой дом № ХХХХ по ул. ХХХХ в с. ХХХХ подлежал передаче в собственность муниципального образования Корниловское сельское поселение. Обязанность по передаче не была выполнена.

Поскольку распоряжение о передаче жилого фонда в распоряжение районной Администрации было принято, а ответчиком не представлено доказательств, что План приватизации ПО «ХХХХ» не поступал в Администрацию и не была организована передача жилого фонда по вине ПО «ХХХХ», суд считает, что бездействием обеих сторон не должны нарушаться права истца.

Согласно ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Таким образом, обязанность по передаче жилого дома, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, сХХХХ, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса производственного
объединения «ХХХХ» в муниципальную собственность и обязанность по его
принятию в муниципальную собственность, лежит на правопреемнике
производственного объединения «ХХХХ» и органе местного самоуправления
на территории которого он расположен. Судом установлено, что указанный жилой дом на балансе ХХХХ не состоит, так как при реорганизации ПО «ХХХХ» это имущество не передавалось.

Таким образом, на протяжении многих лет данный объект выбыл из оборота жилищного фонда, так как до настоящего времени Администрация Томского района не совершила действий по приему этого жилого дома и передаче его в муниципальную собственность.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Непринятие жилого дома в муниципальную собственность неспособно обеспечить его надлежащее содержание и обслуживание, а также расселение в нем граждан. Тем самым нарушаются законные права и интересы граждан, проживающих в этом доме.

В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Томской области от 05.12.2005 №216-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Томской области в переходный период проведения реформы местного самоуправления», действующие на момент возникновения правоотношений, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны безвозмездно передать, а органы местного самоуправления поселений обязаны принять имущество, предназначенное для решения указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона вопросов местного значения.

Право муниципальной собственности поселений на имущество, указанное в части 3 настоящей статьи, возникает с момента подписания органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления поселений передаточных актов.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что от муниципального образования «Томский район» муниципальному образованию «Корниловское сельское поселение» не было передано жилое помещение по адресу: Томская область, Томский район, ХХХХ. Кроме того данный факт в суде был подтвержден представителем ответчика.

Вместе с тем Администрация сельского поселения не приняла мер по установлению собственника этого жилья и по передаче его в муниципальную собственность.

При этом Администрация Корниловсого сельского поселения признает это спорное жилое помещение государственной собственностью, как указано в объяснительной и.о. Главы поселения от 01.07.2010.

Главой Администрации Корниловского сельского поселения постановлением от 05.05.2010 №ХХХХ создана межведомственная комиссия по обследованию жилого дома, находящегося в ХХХХ Томского района по ХХХХ, которая признает данное жилье непригодным для проживания. Следовательно, Администрация Корниловского сельского поселения признала факт, что данное жилье является муниципальным.

В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Следовательно, переселение граждан из указанного непригодного помещения обязана осуществить Администрация Корниловского сельского поселения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца и обязывании Администрации Корниловского сельского поселения предоставить Андриановой Е.В. жилое помещение пригодное для проживания по договору социального найма.

Доводы стороны ответчика о том, что Андриановой Е.В. принадлежит спорное жилое помещение на праве собственности, в связи с чем, последняя не имеет право на получение жилого помещения в качестве нуждающейся, суд признает необоснованными, поскольку законодательством закреплено, что в случае если гражданин – собственник непригодного для проживания жилого помещения состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на него распространяется положение ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Не смотря на то, что истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на льготную очередь, суд усматривает нарушение ее права на внеочередное предоставление жилья, поскольку до настоящего времени жилое помещение ей в установленном законом порядке не предоставлено.

В соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ ответчику следует установить определенный срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу, так как эти действия могут быть совершены лишь ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Андриановой Е.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию Корниловского сельского поселения Томского района Томской области предоставить Андриановой Е.В. жилое помещение, пригодное для проживания на условиях социального найма и отвечающего требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Установить Администрации Корниловского сельского поселения Томского района Томской области срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Томский районный суд.

Председательствующий –

Судья Томского районного суда А.В. Архипов

Решение изготовлено 15 апреля 2011 г.