РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Жолудевой М.В.,
при секретаре Филоновой Д.С.,
с участием:
представителя истца Базановой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-264/11 по иску прокурора Томского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Заречного сельского поселения о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов,
установил:
Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с исковыми требованиями (с учетом уточнения требований от 23.03.2011 года) в защиту неопределенного круга лиц о понуждении Администрации Заречного сельского поселения Томского района Томской области к ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованных <...>
В обоснование указал, что проверкой соблюдения природоохранного законодательства об охране окружающей среды выявлено несанкционированное размещение отходов (свалка) на территории <...>. Непринятие администрацией поселения мер по ликвидации указанной свалки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ просил установить ответчику срок для совершения действий – 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В качестве правового основания иска сослался на ст.ст. 9, 42 Конституции РФ, ст.ст. 8, 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 14, 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель истца Базанова В.П. требования от 23.03.2011 поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором исковые требования признал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды - ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора и вывоза отходов и мусора. Согласно ст. 34 данного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования «Заречное сельское поселение», в структуру органов местного самоуправления входит Администрация сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Заречное сельское поселение»). Согласно ст. 6 Устава к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Исходя из изложенного, суд считает установленным, что Администрация Заречного сельского поселения в силу действующего законодательства обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнять мероприятия по очистке территории от мусора..
Из материалов дела следует, что на территории <...> локализовано несанкционированное размещение отходов <...>
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт наличия несанкционированного размещения отходов в указанном количестве, его месторасположение на территории <...> ответчиком в письменном отзыве не оспаривался, доказательств обратному не представлено.
Несанкционированное размещение отходов (свалка) на территории <...> свидетельствует о том, что администрация поселения не выполняет обязанности, установленные вышеуказанным действующим законодательством, что существенно ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановке в данном поселении, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан - жителей <...> и иных граждан, пребывающих в <...>, на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
При этом, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого Администрация Заречного Сельского поселения должна его исполнить. Данный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения судебного решения с учетом погодных условий в <...>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Заречного сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) <...>, расположенных <...>.
Установить Администрации Заречного сельского поселения срок для исполнения решения суда – 2 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Томский районный суд Томской области в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –
судья Томского районного суда Жолудева М.В.
<...>