Дело № 2-971/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 сентября 2012 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А., при секретаре Борисовой Е.А., с участием: помощника прокурора Томского районаТомской области Нестребенко М.М., истца Назаровой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-971/12 по иску Назаровой В.С. к Администрации Б сельского поселения о предоставлении жилого помещения вне очереди, установил: Назарова В.С. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации Томского района, Администрации Б сельского поселения о предоставлении жилого помещения вне очереди, указав в обоснование заявленного требования следующее. Назарова В.С., Х года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать лишена родительских прав, отец неизвестен. С 06 июля 2001 года истец находилась в приюте О Томского района Томской области, в ноябре 2004 года была направлена в М детский дом. При этом жилая площадь за Назаровой В.С. не закреплялась. Постановлением Главы администрации Б сельского поселения от 27 ноября 2009 года Назарова В.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье не предоставлено. Таким образом, Назарова В.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, фактически не имеет закрепленного жилого помещения и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, просила обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации Томского района Томской области финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением не ниже установленных социальных норм по муниципальному образованию Б Томского района Томской области; обязать Администрацию Томского района Томской области и Администрацию МО Б за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Назаровой В.С., приобрести и предоставить вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее установленных социальных норм в Б. В ходе рассмотрения дела истец от исковых требований о предоставлении жилого помещения вне очереди к Администрации Томской области, Администрации Томского района отказалась, о чем представила суду письменное заявление. Отказ истца от иска в указанной части принят судом, производство по делу в указанной части прекращено. В судебном заседании Назарова В.С. в оставшейся части заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Администрация Б сельского поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Глава Администрации Г.В.И. представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Администрация обязуется исполнить исковые требования Назаровой В.С. при поступлении субвенций из Администрации Томского района. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилыми помещениями (ст. 8 Закона). Из абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (ред. от 08.04.2011) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ч. 4 ст. 3 указанного Закона, в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, переданных настоящим Законом; осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Из п. 1, 2 Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 04 марта 2009 N 40а "Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" следует, что субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субвенции), предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Томской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке Законом Томской области от 11 сентября 2007 года N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения". Основанием для расходования субвенций является принятие муниципального правового акта органа местного самоуправления. На основании Постановления Муниципалитета Томского района № 184-К от 18 ноября 2004 года Назарова В.С. определена в детский дом без закрепления за ней жилой площади. Решением Томского районного суда Томской области от 04 апреля 2006 года ее мать, Н.Е.С. лишена родительских прав. Отец неизвестен, что подтверждается свидетельством о рождении Назаровой В.С.( бланк Х Из справки Администрации Б сельского поселения № 320 от 15 августа 2012 года следует, что Назарова В.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации Б сельского поселения 27 ноября 2009 года как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учитывая изложенное, суд находит установленным, что Назарова В.С., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании чего имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилым помещением. В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Подпунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по договорам социального найма предоставляются без очереди. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Как следует из преамбулы Закона Томской области от 11 сентября 2007 N 188-ОЗ (ред. от 09.11.2011) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", Законом Томской области от 13 декабря 2011 года № 338-ОЗ настоящий Закон введен в действие с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года. В соответствии с п. 11 Приложения 12 к Закону Томской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», предусматривающем «Перечень законов Томской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области отдельными государственными полномочиями, вводимых в действие с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года» отнесен и Закон Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Как следует из Приложения № 16 (таблица 28) «Распределение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» к Закону Томской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию «Томский район» на период 2012 года, в целях обеспечения переданных государственных полномочий, выделена сумма в размере 706,9 тыс руб. Таким образом, предусмотренный действующим законодательством порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является соблюденным, на основании чего, доводы ответчика, указанные в отзыве на иск, суд не может признать состоятельными и являющимися основаниями для признания исковых требований необоснованными. Поскольку предоставление Назаровой В.С. жилого помещения является прямой обязанностью Администрации Б сельского поселения и не противоречит положениям ст.ст. 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, то выполнение указанной обязанности не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Кроме того, вопросы наличия или отсутствия денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств. В случае если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Оценивая в совокупности все исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск Назаровой В.С., с учетом мнения ст.помощника прокурора Томского района Томской области, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно Решению Совета Б сельского поселения от 11 февраля 2010 года № 9 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения», норма предоставления площади жилого помещения составляет не менее 15 кв.м. общей площади для одиноко проживающего. Руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Назарова В.С. к Администрации Б сельского поселения о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию Б сельского поселения предоставить Назаровой В.С. Х года рождения, по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не менее 15 кв.м. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 14 сентября 2012 года. Председательствующий: судья Томского районного суда С.А. Стерехова