Р Е Ш Е Н И Е от 04 сентября 2012 года по делу № 2-952/2012 Именем Российской Федерации Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н., при секретаре Андреевой Г.А., с участием: истца П.Д.Г., представителя истца Е.И.Н., представителей ответчика - Администрации Томского района Т.А.В., Т.Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску П.Д.Г. к Администрации Томского района о понуждении к предоставлению беспроцентной ссуды, безвозмездной материальной помощи у с т а н о в и л : П.Д.Г. обратился в суд с иском к Администрации Томского района (с учетом уточнения требований) о понуждении к предоставлению ему беспроцентной ссуды, безвозмездной материальной помощи для создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в размере <...> рублей на покупку необходимого оборудования. В обоснование заявленного требования П.Д.Г. в исковом заявлении, а так же в судебном заседании указал, что является отцом многодетной, нуждающейся семьи. В д.<...>, где он проживает вместе с семьей, рабочие места отсутствуют. В соответствии с Указом Президента РФ № 431 от 05.05.1992 органы исполнительной власти должны оказывать поддержку многодетным родителям, создающим крестьянское (фермерское) хозяйство. Предоставление безвозмездной помощи (субсидий) осуществляется в соответствии с законом Томской области № 75-ОЗ и ежегодными постановлениями Администрации Томской области. Отмечал, что решив заняться сельским хозяйством, он неоднократно обращался к Главе Томского района с просьбой оказать ему государственную поддержку в создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако в ответ на свои заявления получал лишь разъяснения процедуры создания такого хозяйства. Для создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства ему требуется вложение средств на приобретение оборудования для молочно-товарной фермы швейцарского производства в размере <...> рублей, часть из которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2011№874 возмещается в порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме средств на оборудование, ему так же необходимы средства для приобретения животных, техники, посадочного и строительного материалов. Полагал, что сумма в <...> рублей, это та минимальная сумма, с которой можно начинать развитее крестьянского (фермерского хозяйства). Указывал, что предлагаемые Администрацией Томской области и Администрацией Томского района меры поддержки оказывают лишь частичную, неполноценную помощь, рассчитанную на обеспеченные слои населения. Так, в ежегодном постановлении Администрации Томской области предлагается на конкурсной основе ограниченный лимит средств, предоставляемых по субсидиям, где одним из предполагаемых критериев оценки является наличие собственных средств, вложенных в предпринимательский проект. В результате компенсируется только часть затрат, при этом размер предоставляемой субсидии не сопоставим с реальными затратами. Отсутствие собственных средств является основным препятствием для создания высоко рентабельного предприятия многодетной семьей, что в конкурентной рыночной среде ставит малообеспеченную семью в неравные условия. Отмечал, что предоставление начинающему фермеру поддержки виде 1,5 млн рублей, предусмотренные областной программной, явно недостаточно для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Пояснял, что в настоящее время крестьянское (фермерское) хозяйство им не создано и не зарегистрировано. Создание крестьянского (фермерского) хозяйства и его регистрацию он намерен осуществит только после принятия решения о выделении ему денежных средств на его создание, в целях избежания уплаты налогов. Просил обязать администрацию Томского района предоставить ему безвозмездно <...> рублей для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, при этом отмечал, что отсутствие порядка и условий возмещения расходов на осуществление вышеуказанных мер, не является основанием для отказа в их предоставлении. Представитель истца Е.И.Н., допущенный к участию в деле по ходатайству истца П.Д.Г., в судебном заседании заявленные П.Д.Г. исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что правовым основанием для удовлетворения заявленных требований является Указ Президента РФ № 431 от 05.05.1992. Данный нормативно – правовой акт является обязательным для исполнения, и возлагает на региональные органы власти обязанности по оказанию содействия многодетным семьям, в том числе путем предоставления безвозмездной материальной помощи и беспроцентной ссуды. Пояснял, что Законом Томской области № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Томской области» предусмотрена возможность поддержки семей, проживающих в сельской местности, в том числе путем развития сельскохозяйственного производства. Администрацией Томской области разработана и 10.04.2012 утверждена «Региональная программа поддержки начинающих фермеров в Томской области на 2012-2014 годы». П.Д.Н., будучи отцом многодетной семьи проживающей в сельской местности, является субъектом отношений по предоставлению ему мер поддержки по данной программе. Поскольку, согласно положениям данной региональной программы на поддержку начинающих фермеров в Томской области выделено всего 15,5 млн. рублей, что меньше, чем требуется П.Д.Г. для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, он (П.Д.Г.) понизил свои требования до <...> рублей, которые подлежат выдаче из средств, предусмотренных данной программой. Отмечал, что за меньшую сумму купить скот и технику невозможно. Пояснял, что истец просит предоставить ему безвозмездную помощь. Однако, фактически получить беспроцентную ссуду проще. Связи с чем просил суд обязать Администрацию Томского района предоставить П.Д.Г. безвозмездную помощь на сумму <...> рублей, а в случае невозможности беспроцентную ссуду на эту же сумму. Настаивал на том, что Администрация Томского района является надлежащим ответчиком по делу, обязанной оказать истцу меры поддержки, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения возложено на администрации районов, которые являются территориальными органами Администрации Томской области, выполняющими отдельные государственные полномочия. Представители ответчика - Администрации Томского района Т.А.В. и Т.Ю.С., действующие на основании доверенностей №... и №..., выданных на их имя главой Томского района соответственно <...> и <...>, сроком действия на один год, возражали против удовлетворения заявленных требований. Указывали, что Администрация Томского района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно всем упомянутым стороной истца нормативно – правовым актам меры поддержки многодетным семьям, сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и для создания гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляются за счет средств федерального и областного бюджетов и относятся к компетенции органов власти субъекта федерации. В Томской области органом, на который возложены обязанности по решению вопросов о предоставлении субсидий сельскохозяйственным производителям является Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области. Собственная программа по оказанию помощи многодетным семьям Администрацией Томского района не принималась. Отдельные государственные полномочия по оказанию безвозмездной помощи многодетным семьям, в том числе путем предоставления ссуды либо материальной помощи для создания такими семьями крестьянских (фермерских) хозяйств администрации района не передавались. Денежные средства на предоставление беспроцентных ссуд, оказания безвозмездной материальной помощи, либо предоставления льготных кредитов для многодетных семей, для создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Томского района, из областного бюджета не выделялись. Отмечали, что в соответствии с принятыми нормативно – правовыми актами денежные средства по «Региональной программе поддержки начинающих фермеров в Томской области на 2012-2014 годы» предоставляются участникам данной программы исключительно на конкурсной основе. П.Д.Г. заявления для участия в данной программе не подавал. Суд, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив письменные доказательства, считает, что заявленные П.Д.Г. исковые требования удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего: Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Сторона истца, обосновывая заявленные требования о понуждении к предоставлению денежных средств, ссылается на наличие у Администрации Томского района предусмотренной нормативно – правовыми актами обязанности по предоставлению беспроцентной ссуды и оказанию безвозмездной материальной помощи истцу, как родителю многодетной, малообеспеченной семьи. Сторона ответчика, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылается на отсутствие у Администрации Томского района указанной обязанности. Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются факт многодетности семьи И.П.Г., и наличие обязанности у Администрации Томского района обязанности по оказанию многодетной семье помощи в создании крестьянского (фермерского) хозяйства в виде предоставления беспроцентной ссуды либо безвозмездной материальной помощи. Согласно ст. 56-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Из представленной суду выписки из похозяйственной книги от <...> следует, что П.Д.Г. зарегистрирован и проживает по адресу: <...>. Совместно с ним зарегистрированы и проживают: жена - П.А.Я., дочь - П.С., <...> года рождения, сын - П.К., <...> года рождения, дочь - П.У., <...> года рождения, сын - П.Я., <...> года рождения, дочь - П.А., <...> года рождения, сын - П.И. <...> года рождения. В соответствии со ст. 2 Закона Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» многодетной является семь имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, включая усыновленных детей и детей, принятых под опеку (попечение), в том числе детей, временно проживающих отдельно от родителей в связи с обучением в учебных заведениях начального, среднего или высшего профессионального образования. Таким образом, с учетом вышеприведенной нормы права суд приходит к выводу о том, что П. являются многодетной семьей, проживающей в сельской местности. Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» на правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга возложены обязанности по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждающимся в дополнительной социальной поддержке. Так же указанным органам вменена обязанность по оказанию необходимой помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства. Согласно ст. 1 Закона Томской области от 13.042006 № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» (далее Закон № 75-ОЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями являются, в том числе, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства. К полномочиям исполнительных органов государственной власти Томской области в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства помимо прочего относится реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства (ст. 5 Закона № 75-ОЗ). Субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются, в том числе, граждане, проживающие в сельской местности (ст. 6 Закона № 75-ОЗ). Мерами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются, в том числе, предоставление субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства средств областного бюджета в целях реализации мероприятий, осуществляемых по указанным в статье 7 данного Закона направлениям, в форме субсидий, а также стипендий, иных социальных выплат и других формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона № 75-ОЗ). Из Закона Томской области от 29.12.2005 № 248-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства» следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе «Томский район», наделены отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства: - по реализации мер государственной поддержки для развития малых форм хозяйствования посредством предоставления субсидий: гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005 - 2012 годах на срок до 8 лет; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение затрат по искусственному осеменению коров; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования; - по реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства по направлениям развития и поддержки рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия посредством предоставления субсидий на поддержку экономически значимой региональной программы развития молочного скотоводства; - по реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства по направлению обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством предоставления субсидий на возмещение затрат по внесению органических удобрений. Постановлением Администрации Томской области от 17.01.2012 № 3а «Об утверждении положений о предоставлении бюджетных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2012 году» утверждены Положения о предоставлении субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства, в том числе на поддержку экономически значимой региональной программы развития молочного скотоводства. Согласно указанным Положениям государственная поддержка за счет бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается на основании их заявлений, на конкурсной основе, после отбора инвестиционных проектов экспертной комиссией по отбору инвестиционных проектов. Приложениями к вышеуказанному Положению утверждены порядок отбора инвестиционных проектов и составы экспертных комиссий по отбору инвестиционных проектов из числа сотрудников различных Департаментов Томской области. Распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2012 № 340-ра утверждена региональная программа «Поддержка начинающих фермеров в Томской области на 2012-2014 годы». Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области определен в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти Томской области по организации реализации указанной Программы и осуществлению взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях реализации данной Программы (п. 2 Распоряжения). Указанной региональной Программой предусмотрено, что её задачами являются: обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств; создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства (п.2 Программы). Реализация Программы осуществляется Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области при взаимодействии с Томской областной фермерской ассоциацией «Томская АККОР» (по согласованию) путем выполнения программных мероприятий, представленных в приложении №2 к Программе. Управление реализацией Программы осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области (п.3 программы). Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов (на условиях софинансирования), исходя из возможностей бюджета и внебюджетных источников (по согласованию). Прогнозируемый объем финансирования на реализацию Программы в 2012 году составляет 15,5млн. рублей, в том числе: 4,6млн. рублей из средств областного бюджета, 9,2млн. рублей из средств федерального бюджета и 1,7млн. рублей из внебюджетных источников (по согласованию) (п. 4 Программы). Приложение № 2 к указанной Программе, содержит Перечень программных мероприятий, при этом ответственным исполнителем за предоставление субсидий на поддержку начинающих фермеров (грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство) определен Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области. Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что в Томской области государственная поддержка лицам, проживающим в сельской местности, в том числе многодетным семьям, на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области. Доказательств того, что на ответчика - Администрацию Томского района, как на орган местного самоуправления, возложены обязанности по оказанию государственной поддержки начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе путем наделения отдельными государственными полномочиями, суду стороной истца в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ, не представлено. Нормы права, на которые ссылалась сторона истца как на правовые основания для удовлетворения заявленных П.Д.Г. требований, проанализированы судом выше, и таких обязанностей не содержат. При этом суд не может согласиться с утверждением стороны истца о том, что лицом, обязанным оказать П.Д.Г. государственную поддержку на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства является именно Администрация Томского района, как территориальный орган Администрации Томской области, выполняющий отдельные государственные полномочия. Поскольку указанное утверждение прямо противоречит положениям действующего законодательства. Так, согласно Конституции РФ, Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст.11 Конституции РФ). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Из положений ст.ст. 5 и 6 указанного Федерального закона следует, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Таким образом, Администрация Томского района, будучи органом местного самоуправления, не является территориальным органом Администрации Томской области, а наделение ее Законом Томской области № 248-ОЗ отдельными государственными полномочиями, исходя из содержания положений данного нормативно – правового акта, не позволяет ей предоставлять субсидии на поддержку начинающих фермеров (грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство). Поскольку вышеуказанная деятельность осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, и относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований П.Д.Г. отсутствуют. Требования к иным ответчикам стороной истца не предъявлялись и судом не рассматривались. Все иные доводы стороны истца, том числе и о размере материальной помощи, либо беспроцентной ссуды, правового значения для разрешения настоящего спора по существу не имеют. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ Томский районный суд Томской области р е ш и л : П.Д.Г. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации Томского района о понуждении к предоставлению беспроцентной ссуды, безвозмездной материальной помощи для создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в размере <...> рублей на покупку необходимого оборудования, - отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения. Председательствующий – судья Томского районного суда Томской области С.Н. Панфилов Мотивированный текст судебного решения изготовлен <...>.