ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Томск «01» августа 2012 года Судья Томского районного суда Томской области Архипова А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении Закрытого акционерного общества «Сибирская аграрная группа», УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Сибирская аграрная группа» (Далее ЗАО «Аграрная группа») в период с 12.05.2012 по 18.07.2012 при осуществлении хозяйственной деятельности на поле орошения № 4, расположенном <адрес> Томского района Томской области Томском районе, в нарушение ч.ч. 3, 7 ст. 12, ч. 1. ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 22, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляло от вышеуказанного источника выброс вредных веществ (аммиака) в атмосферный воздух без специального разрешения, таким образом, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ. В судебном заседании представитель ЗАО ««Аграрная группа» Куприянова Ю.А. пояснила, что вину в совершенном правонарушении ЗАО «Аграрная группа» признает полностью. Действительно, при осуществлении хозяйственной деятельности на поле №4 при времени и обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении производился выброс вредных веществ в атмосферу, при этом разрешение на выброс на данный объект –поле №4 ЗАО «Аграрная группа» не оформлено. Также представитель привлекаемого юридического лица пояснила, что поле №4 является обособленным хозяйственным объектом с четко очерченными границами, на данном поле действует замкнутая система орошения, из которой и производится выброс в атмосферу вредных веществ. Между тем, представитель ЗАО «Аграрная группа» указала на то, что в соответствии с материалами дела об административном правонарушении, выбросы аммиака и иных вредных веществ в атмосферу не превышали предельно допустимых концентраций, а значит, не могли причинить какой-либо ущерб. В связи с изложенным просила назначить за совершение указанного административного правонарушения наказание в виде штрафа. Потерпевший М. пояснил суду, что в течение лета 2012 в <адрес>, где он постоянно проживает, сохраняется сильный неприятный запах, вызванный выбросами в атмосферу вредных веществ, которые производятся при ведении хозяйственной деятельности ЗАО «Аграрная группа» при орошении поля №4, расположенного неподалеку от п. Светлый. Данный запах представляет большие неудобства жителям п. Светлый, а также жителям некоторых районов г. Томска. Полагает, что действиями ЗАО «Аграрная группа» нарушаются его права, а также права жителей п. Светлый на благоприятную окружающую среду. Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее Росприроднадзора) пояснили суду, что в ходе проведенного ими административного расследования, факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, нашли полное подтверждение. Полагали единственным возможным в данном случае наказанием приостановление деятельности участка ЗАО «Аграрная группа» -поля орошения №4. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что ЗАО ««Сибирская аграрная группа» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ. Как было установлено в судебном заседании, в период времени, указанном в протоколе об административном правонарушении, ЗАО «Аграрная группа» при утилизации отходов свиноводства, скапливающихся в пруду ЗАО «Аграрная группа», посредством их распыления через оросительную систему, установленную на поле №4, допустило выброс в атмосферу вредного вещества аммиак, не имея разрешения на выброс вредных веществ на данном производственном объекте, являющемся стационарным источником воздействия на окружающую среду. Данные обстоятельства были установлены в судебном заседании бесспорно и подтверждаются наряду с пояснениями лиц, участвующих в деле протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела об административном правонарушении, в т.ч. заключением эксперта, протоколами забора проб воздуха, показаниями свидетелей А. и Р. В соответствии с пунктом1 статьи23 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Согласно пункту1 статьи14 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В силу пункта8 статьи15 Закона об охране атмосферного воздуха действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей1 Закона об охране атмосферного воздуха под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Частью 1 статьи8.21 Кодекса предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет для юридических лиц наложение административного штрафа либо приостановление деятельности. Исходя из буквального системного толкования вышеизложенных норм следует, что объективную сторону правонарушения по части1 статьи8.21 КоАП образует отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной и иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду. Факт совершения ЗАО ««Аграрная группа» при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в выше установленном судом месте и времени нарушений указанных норм закона подтверждается: - протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> от 18.07.2012, составленного в отношении ЗАО «Аграрная группа» по факту выявления административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ; - свидетельством о постановке на учет ЗАО «Аграрная группа» в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ; - свидетельством о государственной регистрации юридического лица - ЗАО «Аграрная группа»; - уставом ЗАО «Аграрная группа»; - договором аренды земельного участка от 16.03.2006 <данные изъяты>, согласно которому ЗАО «Аграрная группа» на правах аренды использует земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Томская область, Томский район, окр. ж/д Копылово, назначение указанного земельного участка для сельскохозяйственного производства, что установлено кадастровым планом; - в соответствии с разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух <данные изъяты> величина выбросов загрязняющих веществ по каждому источнику зафиксирована в проекте нормативов ПДВ для ЗАО «Аграрная группа», который составляет неотъемлемую часть разрешения; - инвентаризацией и проектом ПДВ для ЗАО «Аграрная группа», в которых не учтен вышеназванный судом стационарный источник выбросов; - пояснительной запиской главного инженера ЗАО «Аграрная группа» от 18.07.2012, в которой указано о том, что для свиноводческого комплекса ЗАО «Аграрная группа» в 2009 году был разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и утвержден 17.07.2009; - согласно пояснению главного инженера ЗАО «Аграрная группа» от 18.07.2012 эксплуатация поля орошения № 4 начала осуществляться с 12 мая 2012 г.; - протоколом отбора проб воздуха (выбросов) <данные изъяты> от 13.07.2012, согласно которому 13.07.2012 в 10.00ч. взята проба воздуха поля орошения №4 свиноводческого комплекса ЗАО «Аграрная группа», наветренная сторона, определены следующие ингредиенты: аммиак, сероводород, меркаптаны; - протоколом отбора проб воздуха (выбросов) <данные изъяты> от 13.07.2012, согласно которому 13.07.2012 в 11.00ч. взята проба воздуха поля орошения №4 свиноводческого комплекса ЗАО «Аграрная группа», подветренная сторона, определены следующие ингредиенты: аммиак, сероводород, меркаптаны; - протоколом анализа атмосферного воздуха <данные изъяты> от 13.07.2012, согласно которому на основании взятых проб воздуха поля орошения №4 свиноводческого комплекса ЗАО «Аграрная группа», установлен массовый выброс загрязняющих веществ аммиак 0,81 г/с; - экспертным заключением от 16.07.2012 <данные изъяты>, согласно которому величина выброса аммиака в атмосферу от неорганизованного источника выбросов «Поле орошения №4» составляет 0,81 г/с. У суда не имеется оснований сомневаться относительно полноты и правильности фиксирования в вышеуказанных документах содержания и результатов процессуальных действий. Кроме того, согласно материалам дела, в отношении правонарушителя были составлены необходимые документы в соответствии с КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя ЗАО «Аграрная группа», замечания отсутствуют. Вышеизложенные доказательства свидетельствуют о совершении ЗАО «Аграрная группа» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выразившееся в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения При таких обстоятельствах ЗАО «Аграрная группа» подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Определяя вид наказания, судья приходит к выводу о применении наказания в виде административного приостановления деятельности, которая согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ заключается во временном прекращении деятельности по орошению поля №4, при этом исходит из следующего. Из пояснений потерпевшего М., показаний свидетелей А. и Р.., следует, что после производства выбросов вредных веществ ЗАО «Аграрная группа» произошло ухудшение самочувствия многих жителей <адрес>. Сильный неприятный запах вызывает тошноту, препятствует здоровому сну граждан, проживающих в данном населенном пункте. Указанное обстоятельство убеждает судью в том, что допущенное ЗАО «Аграрная группа» административное правонарушение создает угрозу здоровью и жизни людей, проживающих вблизи поля №4. При таких обстоятельствах назначение иного наказания –не связанного с приостановлением деятельности по орошению участка ЗАО «Аграрная группа» -поля №4, не сможет обеспечить достижения целей и задач административного наказания. Судья считает необходимым приостановить деятельность по орошению поля №4 ЗАО «Аграрная группа», поскольку из дела об административном правонарушении следует, что выброс вредных веществ в атмосферу в нарушение действующего законодательства произошел именно на данном участке производства ЗАО «Аграрная группа». Оснований для приостановления деятельности всего юридического лица судья не усматривает, поскольку каких-либо данных о нарушении природоохранного законодательства на других участках производства ЗАО «Аграрная группа» судье представлено не было. Приостановление деятельности по орошению поля №4 через установленную на нем оросительную систему, по мнению судьи, не противоречит положениям ст. 3.12 КоАП РФ и является исполнимым, поскольку поле №4 имеет четко очерченные границы, что подтверждается в частности картой-схемой полей орошения ЗАО «САГ», оросительная система, установленная на данном поле, замкнута, подача отходов свиноводства осуществляется на поле с одного насоса. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: За совершение Закрытым акционерным обществом «Сибирская аграрная группа» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ назначить наказание в виде приостановления деятельности по орошению поля №4 ЗАО «Аграрная группа» сроком на 60 суток. Постановление направить судебному приставу-исполнителю для его немедленного исполнения. Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд течение 10 суток со дня вручения. Судья А.В. Архипов Копия верна Судья А.В. Архипов