Удовлетворено, признано не действующим с момента его принятия.



Дело № *Номер обезличен*

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Хандыга *Дата обезличена*

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьевой М.М.,

при секретаре Захаровой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Томпонского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Решения ХХ сессии районного Совета МР «Томпонский район» от 25.12.2009 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения на 2010 год» в части незаконным,

у с т а н о в и л :

Прокурор Томпонского района обратился с вышеуказанным заявлением в суд, указывая, что 25.12.2009 районным Советом MP "Томпонский район" принято решение № 97 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения на 2010 год". Решение обнародовано путем опубликования в газете "Томпонский вестник" от 30.12.2009. Пунктом 1 данного решения установлено, что тарифы на коммунальные услуги для населения на 2010 год согласно прилагаемого к решению приложения вводятся в действие с 01.01.2010. Данное положение противоречит требованиям федерального законодательства. В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия. Как установлено частями 1 и 3 ст. 13 указанного Федерального закона, тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку, и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления. Следовательно, установленные решением районного Совета от 25.12.2009 тарифы должны вводиться в действие с 01.02.2010, т.к. расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В данном случае представительным органом местного самоуправления нарушены предусмотренные федеральным законодательством правила введения нормативного правового акта в действие. Введением в действие тарифов раньше установленного срока нарушаются права неопределенного круга лиц - населения MP "Томпонский район" на оплату коммунальных услуг в соответствии с законом и обоснованно установленными тарифами. Прокуратурой района на указанное решение районного Совета 08.02.2010 был внесен протест. Письмом от 19.02.2010 главы MP "Томпонский район" - лица, подписавшего и обнародовавшего оспариваемый акт, в удовлетворении требований прокурора отказано.

В судебном заседании заместитель прокурора Томпонского района Никифорова Ф.В. заявление поддержала в полном объеме и пояснила, как указано выше, добавив, что правомерность размеров установленных тарифов прокуратурой не оспаривается. Считает незаконным момент вступления решения районного Совета в силу. Просила суд удовлетворить заявление и признать п. 1 Решения в части введения тарифов в действие с 01.01.2010 недействующим с момента его принятия.

В судебном заседании представитель МР «Томпонский район» по доверенности *А*, с заявлением не согласилась и суду пояснила, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов РФ (по РС (Я)-Госкомцен РЭК РС (Я)) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Представительные органы муниципальных образований в пределах своих полномочий устанавливают тарифы для потребителей в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования. Следовательно, районный Совет МР «Томпонский район» утвердил тарифы в соответствии с предельным индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг, которые были приняты постановлением правления ГКЦ-РЭК PC (Я) от 08.12.2009 № 93(6) на 2010 год. В соответствии с ч. 1, ч. 13 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. В соответствие с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 исполнитель информирует потребителя (в письменной форме) об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления не позднее чем за тридцать дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором). Согласно п. 14, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307) расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. Таким образом, об изменении платы за жилое помещение исполнитель (управляющие компании) представляют платежные документы потребителям услуг 10 января, то есть за тридцать дней до даты внесения платы за коммунальные услуги. Население было проинформировано 30.12.2009 через средства массовой информации, т.е. за один календарный месяц до момента начисления платежей за коммунальные услуги. Оплата населением за потребленные коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (за январь до 10 февраля). Государственный комитет по ценовой политике - региональная экономическая комиссия PC (Я) в связи с обращением органов регулирования муниципальных образований РС (Я) о порядке введения в действие установленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги для населения в информационном письме от 12.02.2010 разъясняет, что принятые решения по установлению размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2010 год, если они приняты и информированы до 31.12.2009 (включительно) со сроком введения в действие с 01.01.2010, не противоречат действующему законодательству и не нарушают сроки их введения в действие. Просит суд отказать в удовлетворении заявления прокурора.

Представитель Районного Совета МР «Томпонский район» *Б* также не согласилась с заявлением и полностью поддержала представителя МР «Томпонский район», также просит отказать в заявлении.

Представитель МР «Томпонский район» *В* суду пояснила, что она является главным специалистом по государственному регулированию цен и тарифов МР «Томпонский район». 08.12.2010 поступило постановление правления госкомитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС (Я) № 93/51 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям РС (Я) за 2010 год». После поступления данного постановления были разработаны тарифы и на сессии районного Совета они были приняты. Считает, что с их стороны никаких нарушений не имеется, также просит отказать в заявлении прокурора.

Выслушав мнение участвующих по делу лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как указывается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно правовых актов полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре РФ», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства РФ), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В п. 9 вышеназванного Постановления указывается, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как усматривается из материалов дела 25.12.2009 районным Советом MP «Томпонский район» принято решение № 97 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения на 2010 год». Пунктом 1 данного решения установлено, что тарифы на коммунальные услуги для населения на 2010 год согласно прилагаемого к решению приложения вводятся в действие с 01.01.2010. Прокуратурой района на указанное решение районного Совета 08.02.2010 был внесен протест. Письмом от 19.02.2010 главы MP «Томпонский район» - лица, подписавшего и обнародовавшего оспариваемый акт, в удовлетворении требований прокурора отказано.

Как видно из ст. 21 Устава МР «Томпонский район» Районный Совет является представительным органом муниципального образования. В соответствии со ст. 47 ч. 1 Устава Районный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, решение об удалении главы района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности районного Совета. В ч. 3 ст. 47 Устава МР «Томпонский район» установлено, что нормативные правовые акты районного Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования. Как установлено судом Решение районного совета было опубликовано в районной газете *...* от *Дата обезличена*.

Судом не ставится под сомнение, что данным нормативно правовым актом затрагиваются интересы граждан - населения МР «Томпонский район» в части оплаты за коммунальные услуги. Соответственно судом принимаются доводы прокурора Томпонского района, что введение в действие данного нормативно правового акта с 01.01.2010 противоречит требованиям федерального законодательства, при этом судом не обсуждается вопрос о правильности введенных тарифов.

Федеральным Законом РФ от 30.12.2004 за № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. В ст. 2 данного Закона дается понятие организации коммунального комплекса, что это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. В связи с этим судом не принимается ссылка представителя МР «Томпонский район» и Районного Совета о том, что действие данного Закона не распространяется на них, а действует только лишь в отношении тарифов на товары и услуги коммунального комплекса.

В ст. 5 ч. 2 п. 7 вышеназванного Закона устанавлено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. В связи с этим доводы представителей заинтересованных лиц судом не принимаются, т.к. фактически во исполнение данного Федерального Закона они установили тариф на коммунальные услуги.

В ст. 13 ч. 1 вышеназванного Закона установлено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, решением районного Совета установлен тариф на 2010 год 25.12.2009 и опубликован 30.12.2009. Соответственно руководствуясь вышеназванным Законом данный тариф должен вступить в силу с 30.01.2010, фактически с 01.02.2010. В связи с этим указание в п. 1 решения районного Совета от 25.12.2009 о введении в действие с 01.01.2010 является незаконным, нарушающим законные права, интересы и свободы граждан.

При этом суд ссылается на п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48, где указывается, что проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами.

Если в самом нормативном правовом акте установлена дата вступления его в силу, но в отношении нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, предусмотрены специальные правила вступления их в силу (в частности, в отношении актов налогового, таможенного законодательства), следует проверять соблюдение этих правил при определении даты вступления в силу оспариваемого акта. Например, порядок вступления в силу нормативного правового акта, принятого законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, вводящего налог, необходимо признавать нарушенным, если такой акт вступил в силу ранее 1 января года, следующего за годом принятия акта, и ранее одного месяца со дня его официального опубликования, поскольку в данном случае не были соблюдены специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах, установленные абзацем третьим пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом не принимаются доводы заинтересованных лиц о том, что в соответствии с ч.1 ч. 13 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Соответственно по установленным тарифам плата будет взиматься лишь 01.02.2010 и месячный срок будет соблюден. В данном случае ссылка на статью ЖК РФ необоснованна, т.к. данным кодексом установлены правила взимания платы за установленный, действующий тариф. Как установлено судом, тариф на коммунальные услуги изменен, т.е. произошло небольшое повышение тарифов в пределах допустимых индексов, в сравнении с предыдущим периодом, т.е. 2009 годом, что не оспаривается сторонами, соответственно изменение тарифа влечет за собой затрагивание интересов потребителя, и любое увеличение ущемляет права потребителя в части не соблюдения установленных сроков введения и ухудшает положение потребителя. Ссылка заинтересованного лица на то, что коммунальные услуги взыскиваются с 01.02.2010 и этим соблюдается месячный срок, суд принимает как неправильное толкование срока введения. Под сроком введения в действие подразумевается, что с этого срока вводится новый тариф. Соответственно с 01.02.2010 согласно ЖК РФ будет взыскиваться платеж за коммунальные услуги, предоставленные за январь 2010 года. В законе прямо указывается, что тариф должен вводиться не менее чем через месяц после официального опубликования, т.е. в данном случае с 01.02.2010 и плата должна взиматься с 01.03.2010. Как указывается в законодательстве нормативно правовые акты, ухудшающие положение граждан, в данном случае потребителей, не могут считаться законными, в данном случае введение в действие в нарушение срока установленного федеральным законодательством. В связи с тем нормативно правовой акт принят после принятия федерального законодательства, следует признать недействующим с момента его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Прокурора Томпонского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Решения ХХ сессии районного совета МР «Томпонский район» от 25.12.2009 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения на 2010 год» в части незаконным - удовлетворить.

Признать п. 1 Решения ХХ сессии районного совета МР «Томпонский район» от 25.12.2009 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения на 2010 год», в части введения тарифов в действие с 01.01.2010 года - не действующим с момента его принятия.

После вступления в законную силу решения суда, информацию опубликовать в газете «Томпонский вестник».

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд РС (Я) через Томпонский районный суд в течение 10 дней.

Судья: п/п М.М.Григорьева

Решение вступило в законную силу 12.05.2010