Исковое заявление об обязании установить на котельные аварийный источник энергоснабжения, удовлетворено.



Дело № 2-76/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» апреля 2010 года пос. Хандыга

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьевой М.М.,

при секретаре Захаровой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Томпонского района в интересах неопределенного круга лиц к *Предприятие* об обязании установить на котельную *Адрес* аварийный источник питания,

у с т а н о в и л:

Прокурор Томпонского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к *Предприятие* об обязании установить на котельную *Адрес* аварийный источник питания, указав, что прокуратурой Томпонского района РС (Я) при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, установлено, что на территории Томпонского района на балансе *Предприятие* находятся 27 котельных, принадлежащие *Предприятие*. При этом на вышеуказанных котельных отсутствуют резервные источники питания. Данные котельные отапливают социально-бытовые объекты, жилой фонд муниципального образования «Поселок Хандыга». Отношения по предоставлению ОАО АК «Якутскэнерго» (продавец) *Предприятие* (покупатель) электрической энергии урегулированы договором на энергоснабжение *Номер* от *Дата*, который пролонгирован. В случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации ввиду отсутствия резервного источника питания на указанных котельных будет нарушено право граждан на пользование услугами по тепло-водоснабжению надлежащего качества, возникшая авария неминуемо создаст угрозу их здоровью и имуществу, причинит материальный ущерб. Также могут быть нарушены конституционные права нанимателей и собственников жилых помещений, которые производят оплату за коммунальные услуги. Просит обязать *Предприятие* установить на вышеуказанные котельные *Предприятие* в Томпонском районе РС (Я) аварийный источник энергоснабжения.

В судебном заседании пом. прокурора Томпонского района РС (Я) Игнатьев Н.Ю. поддержал исковые требования и уточнил свои требования, в части исключения котельных *Адрес* из иска, т.к. в момент рассмотрения дела установлено, что на данных котельных имеется резервный источник питания, согласно списка проверки от *Дата*. В части котельной *Адрес* требования оставляет, т.к. справкой установлено, что резервный источник питания требует замены. Также дал пояснения, аналогичные изложенные в иске, пояснил, что свои обязательства по договору *Предприятие* обязаны исполнять согласно ст. 309 ГК РФ, т.к. могут пострадать потребители.

В соответствии со ст. 39 ч. 1 ГПК РФ уменьшение исковых требований это право истца, в данном случае прокурора, который наделен таким правом в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, суд, с согласия сторон, рассматривает дело по уточненным исковым требованиям.

Представитель ответчика *Предприятие* в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В связи с этим суд с согласия сторон, руководствуясь ст. 167 ч. 4 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, не известившего суд о причинах неявки, признав причину неявки неуважительной.

В материалах дела имеется письменный отзыв представителя *Предприятие* *В*, где указывается, что с исковыми требованиями не согласны в связи с тем, что в иске не указаны конкретные требования о модификации необходимых резервных источников питания. Также со стороны истца отсутствует досудебный порядок урегулирования спора. При передаче котельных на баланс *Адрес* они передавались без установленных резервных источников питания. В тарифе на тепловую энергию не предусматриваются финансовые средства на приобретение резервных источников электроэнергии для котельных. Также в соответствии с п. 4.9 договора на электроснабжения *Номер* от *Дата* ответчик обязан иметь резервный источник питания. В случае невыполнения, обязанность по установке и обслуживанию РИП возлагается за счет ОАО «Якутскэнерго». В связи с этим просит отказать в иске прокурора.

Представители третьих лиц МО «Поселок Хандыга» *А* и МР «Томпонский район» *К* в судебном заседании полностью поддержали требования прокурора, и пояснили, что котельные в период отопительного сезона являются жизненно-важными объектами в зимних условиях и должны гарантировать бесперебойное теплоснабжение жилищного фонда и организаций, потому *Предприятие* обязан иметь резервный источник электроэнергии, однако данные условия ими не выполнятся, что может привести к чрезвычайным ситуациям, а именно в случае аварии на линиях электропередач, требующей длительного ремонта, произошедший в условиях низких температур, могут выйти из строя тепловые коммуникации и системы отопления жилого фонда и организаций, на их восстановления расходы будут нести Томпонский район РС (Я) либо муниципальное образование района. Также пострадают интересы граждан, которые оплачивают коммунальные услуги за предоставление тепла.

Представитель третьего лица ОАО АК «Якутскэнерго» *Г* в судебном заседании полностью поддержал исковые требования и суду пояснил, что он работает в Томпонском участке Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго». Договор между ОАО АК «Якутскэнерго» и *Предприятие* заключен *Дата* *Номер*. До настоящего времени новый договор не заключен и считается, что договор от *Дата* пролонгирован. На письма от ОАО АК «Якутскэнерго» о заключении договора от *Предприятие* до настоящего времени нет ответов. Согласно договору источник резервного питания устанавливается за счет *Предприятие*. Все котельные *Предприятие* признаны по 3 категории по акту, который прилагается к договору между покупателем и поставщиком. Вышеуказанные котельные являются объектами социального жизнеобеспечительного характера. В случае перебоя энергии объекты могут приостановить свою деятельность.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 ч. 2 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с этим, как установлено в суде, прокуратурой Томпонского района осуществляется контроль за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, в ходе которого выявлены нарушения в виде отсутствия резервного источника электропитания. Данное нарушение затрагивает интересы граждан, как потребителей теплоэнергии и оплачивающих за данный вид услуги. В случае возникновения аварийной ситуации будут нарушены права неопределенного круга лиц, т.е. граждан-потребителей.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в вышеуказанных котельных отсутствуют резервные источники питания. Также отсутствие резервных источников питания на вышеназванных котельных суд установил из списка от *Дата* о технических характеристиках аварийных ДЭС, находящихся на объектах *Предприятие*.

Согласно ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны в т.ч. планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно ч. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В соответствии с п.п. 113, 114 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» № 530 от 31.08.2006 резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. Также согласно п. 7 Правил технического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции от 21.03.2007 №168) устанавливается процедура технологического присоединения с подача заявки, заключения договора, выполнения сторонами мероприятий по договору, получения разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, что *Предприятие* в полной мере не было сделано. Кроме того, по п. 9 данных Правил именно заявитель в заявке указывает заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств. По п. 19 данных правил запрещается сетевой организации навязывать заявителю услуги, предусмотренные Правилами. Техническая возможность технологического присоединения, как сохранение условий электроснабжения, согласно п. 28 «а» соблюдена.

В соответствии с п. 1.2.18 «Правил устройств электроустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, котельные относятся к первой категории электроприемников, т.к. перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

В соответствии с п. 1.2.19 указанных правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух взаимно резервирующих источников питания и перерыв в их энергоснабжения при нарушении энергоснабжения от одного источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления.

*Дата* между *Предприятие* и Томпонским отделением «Энергосбыт», ОАО АК «Якутскэнерго», заключен договор энергоснабжения *Номер* в соответствии со ст. 540 ГК РФ, предметом которого является поставка энергии, что свидетельствует о коммерческой деятельности ОАО «Якутскэнерго». Согласно п. 1.2 данного договора, по вопросам отпуска и потребления электрической энергии стороны руководствуются ГК РФ, законами, ПУЭ, ПЭЭП, иными нормативно правовыми актами об энергоснабжении, обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними, актами ГКЦ-РЭК РС (Я).

Согласно акта по категорийности предприятия, который является приложением к договору *Номер* от *Дата*, установлено, что объекты 3 категории. Также указано, что электроснабжение предприятия осуществляется от одного источника питания ЯГРЭС, а также соответственно с ДЭС вышеуказанных сел. По существующей схеме электроснабжения энергоснабжающая организация не гарантирует бесперебойной подачи электроэнергии, при авариях на станционном или сетевом оборудовании, возможен перерыв в электроснабжении в течение 24 часов. Для надежного питания собственных объектов, не терпящих перерыва в электроснабжении (котельные, насосные, холодильные установки, электродойки и т.п.) потребитель обязан иметь резервный источник питания - дизель-генератор.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.

При таких обстоятельствах, проанализировав вышеуказанные доказательства, суд не принимает письменные доводы *Предприятие* в полном объеме, а также приходит к выводу, что *Предприятие*, эксплуатирующий котельные, находящиеся в хозяйственном ведении, должно нести надлежащую ответственность. Из-за отсутствия резервных источников питания на котельных, в случае аварии, потребители Томпонского района будут лишены пользоваться теплом - водоснабжением, тем самым нарушаются конституционные права нанимателей и собственников жилья, как потребителей, которые производят оплату за коммунальные услуги в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Прокурора Томпонского района в интересах неопределенного круга лиц к *Предприятие* об обязании установить на котельную *Адрес* аварийный источник питания - удовлетворить.

Обязать *Предприятие* установить на котельную «*Адрес* аварийный источник питания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС (Я) через Томпонский районный суд РС (Я) в течение 10 дней.

Судья: М.М. Григорьева