Заявление прокурора о признании «Положения о гарантиях и компенсациях для лиц работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета муниципального образования «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)» в части незаконным», удовлетворено.



Дело № 2-16/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2010 года пос. Хандыга

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьевой М.М.,

при секретаре Саввиной Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Томпонского района о признании «Положения о гарантиях и компенсациях для лиц работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета муниципального образования «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)» в части незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор Томпонского района РС (Я) обратился в суд с заявлением о признании статьи 2 в части «Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета местного образования «Томпонского района» РС (Якутия)», утвержденного решением муниципального Совета Томпонского района от 30.12.2004 № 48 противоречащим федеральному законодательству и недействующим, указывая, что в ст. 2 данного положения в части слов «…одному неработающему члену его семьи (несовершеннолетние дети» противоречит требованию ТК РФ и соответственно незаконно.

В судебном заседании помощник прокурора Томпонского района РС (Я) Игнатьев Н.Ю. заявление поддержал полностью, и суду пояснил, что в соответствии со ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, а также неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям). В оспариваемом Положении круг лиц сужен, что является нарушением прав и свобод и ограничением трудовых прав работника, в связи с этим является незаконным. Просит признать п. 2 в этой части противоречащим законодательству и признать недействующим.

Представитель районного Совета МР «Томпонского района» *Ш*, а также представитель МР «Томпонский район» *М* с заявлением не согласны, и суду пояснили, что ст. 325 ТК РФ предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Таким образом, органы местного самоуправления вправе, самостоятельно определять размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из региональных и местных бюджетов. Ст. 21 Конституции РС (Я) устанавливается, что каждый имеет право на отдых, ежегодное получение отпуска в соответствии с действующим законодательством. Из него не вытекает обязанность работодателя оплатить стоимость проезда к месту использования отпуска всем членам семьи работника. Таким образом, размер, условия и порядок компенсации проезда к месту использования отпуска и обратно устанавливаются органами местного самоуправления и осуществляются самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета. При принятии бюджета МР «Томпонский район» использован метод приоритетных расходов, и при оплате проезда с членами семьи будет увеличены расходные обязательства, что влечет нарушение бюджетного законодательства. Просят отказать в заявлении.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст.325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, решением муниципального Совета Томпонского района от 30.12.2004 утверждено «Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета местного образования «Томпонского района» РС (Я). В ст. 2 абзаца 2 данного Положения указывается, что оплата стоимости проезда работника личным транспортном к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работнику также оплачивается стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа одному неработающему члену его семьи (несовершеннолетние дети) независимо от времени использования отпуска.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особо климатических условиях входят в оплату труда работника.

Постановлением Минтруда России от 23.07.1998 № 29 утверждены рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера. Трудовые договоры, заключаемые с работниками организации, расположенных в районах Крайнего Севера должны отражать гарантии и компенсации, предоставляемые им в соответствии с Законом о Крайнем Севере. Работодатель может за счет собственных средств устанавливать работникам дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы, однако не могут устанавливаться условия, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством.

При таких обстоятельствах ограничение оплаты проезда в отпуск и обратно и только одному неработающему члену семьи, ущемляет права работника на отдых совместно с неработающими членами семьи. В связи с этим доводы представителя МР «Томпонский район» и районного совета МР «Томпонский район» судом полностью не принимаются.

Соответственно ст. 2 в части слов «…одному неработающему члену его семьи (несовершеннолетние дети) независимо от времени использования отпуска» Положения, утвержденного решением муниципального Совета Томпонского района № 48 от 30.12.2004 не соответствует требованиям федерального законодательства в части равенства прав и возможностей работников, финансируемых из федерального и муниципального бюджета.

Также с учетом того, что согласно ст. 6 ТК РФ при противоречии правовых актов субъектов РФ с ТК РФ, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, применяется ТК РФ, т.е. трудовой кодекс имеет вышестоящую силу, следует в части ст. 2 Положения признать недействующей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Заявление Прокурора Томпонского района о признании «Положения о гарантиях и компенсациях для лиц работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета муниципального образования «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)» в части недействующим удовлетворить.

Признать в «Положении о гарантиях и компенсациях для лиц работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета муниципального образования «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)», утвержденного Решением муниципального Совета Томпонского района от 30.12.2004 № 48, в части слов в ст. 2 «…одному неработающему члену его семьи (несовершеннолетние дети) независимо от времени использования отпуска» - недействующим.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС (Я) через Томпонский районный суд РС (Я) в течение 10 дней.

Судья: п/п М.М. Григорьева