Дело № 2-6/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» января 2011 годапос. Хандыга
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Гаврильева В.М.,
при секретаре Гриценко Ю.А.,
с участием заместителя прокурора Томпонского района Никифоровой Ф.В.,
рассмотрев заявление прокурора Томпонского района РС (Я) в интересах Богданова Павла Николаевича о признании действий должностного лица незаконным,
у с т а н о в и л:
Прокурор Томпонского района РС (Я) обратился в суд с заявлением о признании действия главы МР «Томпонский район» по истребованию дополнительных документов при реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» у Богданова П.Н. в виде решения судебного органа об отсутствии жилья, которое должно быть сдано в обмен на государственный жилищный сертификат – незаконным и обязать устранить нарушения.
Заместитель прокурора Томпонского района РС (Я) Никифорова Ф.В. заявление поддержала полностью.
Представитель администрации муниципального района «Томпонский район» "М" с заявлением не согласна, суду пояснила, что в разъяснениях Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об учетных делах граждан, изъявивших желание получить сертификаты в 2011 году, направленных на имя главы MP «Томпонский район» (вх. *Номер* от *Дата*) указано, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.
Законодательством установлено, что в обмен на получение сертификата гражданин, а также члены его семьи, проживающие совместно с ним в одном жилом помещении, обязаны принять на себя обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездной передаче жилого помещения, принадлежащего ему и членам его семьи на праве собственности.
В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
В соответствии с п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы, представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
Следовательно, гражданин - участник подпрограммы - обязан предоставить или обязательство о сдаче жилого помещения или документы об отсутствии у него жилого помещения, в случае, если гражданин не представит вышеуказанные документы, сертификат ему не выдается.
Правилами не установлен механизм регулирования отношений, связанных с предоставлением социальной выплаты (сертификата) гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащим на праве собственности другим лицам, не включенным в состав семьи получателей сертификата, то факт отсутствия жилого помещения у гражданина - участника подпрограммы может быть установлен в судебном порядке.
Представитель ответчика "М" просит суд в удовлетворении заявления прокурора в интересах Богданова П.Н. отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
Согласно ст. 2 названного выше Закона во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.
Статья 10 Закона предусматривает, что порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.
В соответствии с пп. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
В соответствии с пп. "е" п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 года;
выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справка органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Так как Богданов П.Н. соответствует всем требованиям, указанным в пункте 5 Правил, он, сдав необходимые документы, стал участником соответствующей подпрограммы.
Однако, поскольку Богданов П.Н. не имеет собственного жилья (как в собственности, так и на условиях социального найма), то он не мог подписать обязательство о сдаче жилья, соответственно, ему не смогут выдать сертификат.
Из представленных прокурором документов следует, что согласно справки МР «Томпонский район» *Номер* от *Дата* Богданов П.Н., проживающий в *Адрес*, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан» по категории «Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства», состоит на учете на улучшение жилищных условий с *Дата*.
Из реестра *Номер* от *Дата* передаваемых документов в Министерство труда и социального развития следует, что на Богданова П.Н. по перечню собраны и направлены все необходимые документы.
Согласно уведомления *Номер* от *Дата* Управление Росреестра по РС (Я) дало ответ Богданову П.Н. об отсутствии в Едином государственном реестре у него объектов недвижимого имущества.
Из справки ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» исх. *Номер* следует, что по объекту капитального строительства в Томпонском районе на имя Богданова П.Н. в реестре ОКС сведения отсутствуют.
Из справки Наслежной администрации муниципального образования «Охот-перевозовский наслег» Томпонского района РС (Я) *Номер* от *Дата* следует, что Богданов П.Н. на территории муниципального образования собственного жилья не имеет и право на приватизацию не использовал.
В соответствии со справкой сер. ВТЭ-222 *Номер* выданной в *Адрес*, Богданов П.Н. после освидетельствования *Дата* признан инвалидом 2 группы с детства, инвалидность установлено бессрочно.
Согласно представленным справкам ТП УФМС России по РС (Я) от *Дата* Богданов П.Н., *Дата* года рождения, "И", *Дата* г.р., и "Ю", *Дата* г.р., зарегистрированы по адресу: *Адрес*.
Из объяснения "Ж" от *Дата* следует, что она работает в администрации МР «Томпонский район» главным специалистом Управления промышленности, градостроительства и инфраструктуры, в соответствии с должностной инструкцией занимается сбором документов для оформления сводного списка граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера по федеральной целевой программе «Жилище». При проверке документов Богданова П.Н. Минтруд РС (Я) в письме без номера и даты указал, что в учетном деле нет обязательства о сдаче жилья в обмен на сертификат, также из письма следует, что при отсутствии жилья, необходимо предоставить решение суда об его отсутствии. В связи с этим Богданову П.Н. было направлено письмо, содержащее требование о предоставлении решения суда.
Из письма Минтруда РС (Я) Главе МР «Томпонского района» без номера и даты «Об учетных делах граждан, изъявивших желание получить сертификаты в 2011 году», в приложении с замечаниями следует, что в отношении Богданова П.Н. – нет обязательства о сдаче жилья или решения суда об его отсутствии.
Представленные Богдановым П.Н. документы, подтверждающие отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания, с точки зрения районной администрации являются недостаточными. Администрация указывает на необходимость предоставления именно судебного решения.
Требования администрации MP "Томпонский район" незаконны, т.к. законодательство, регламентирующее указанные правоотношения, не возлагает на лиц такую обязанность.
Так, согласно пп. "ж" п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
Из анализа п.п. 7, 16.1, 16.2 Правил следует, что требование органов местного самоуправления о предоставлении документов, подтверждающих отсутствие у участника подпрограммы жилого помещения для постоянного проживания, должно распространяться только на граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил.
При установленных обстоятельствах, действия главы МР «Томпонский район» по истребованию дополнительных документов у Богданова П.Н. в виде решения судебного органа, следует признать незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать действия главы МР «Томпонский район» по истребованию дополнительных документов при реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» у Богданова П.Н. в виде решения судебного органа об отсутствии жилья, которое должно быть сдано в обмен на государственный жилищный сертификат – незаконным и обязать устранить нарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский суд РС (Я) в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:В.М. Гаврильев
Решение вступило в законную силу после рассмотрения в кассационной инстанции 02.03.2011.