В удовлетворении иска о взыскании в счет возмещения фактически изъятого жилого помещения денежной компенсации отказано



Дело № 2-136/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» апреля 2011 года                                                                                               пос. Хандыга

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Гаврильева В.М.,

при секретаре Яковлевой С.А.,

с участием заместителя прокурора Томпонского района Никифоровой Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томпонского района в интересах Савкиной Ольги Филипповны к муниципальному образованию «Поселок Хандыга» о взыскании в счет возмещения фактически изъятого жилого помещения денежной компенсации,

у с т а н о в и л:

Прокурор Томпонского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Савкиной О.Ф. к МО «Поселок Хандыга» о взыскании в счет возмещения фактически изъятого жилого помещения денежной компенсации в сумме *...* руб.

В обоснование своих требований указав, что прокуратурой Томпонского района проведена проверка по заявлению Савкиной О.Ф. на незаконные действия МО «Поселок Хандыга», выраженные в сносе принадлежащей ей квартиры, расположенной по адресу: *Адрес*. При этом взамен утраченного другое жилое помещение Савкиной О.Ф. не предоставлено, денежная компенсация не выплачена.

В судебное заседание Савкина О.Ф., в чьих интересах подано исковое заявление, не явилась, ее интересы в суде представляли ее представители заместитель прокурора Томпонского района в порядке ст. 45 ГПК РФ, и в порядке ст. 48 ГПК РФ "З", "С", в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие Савкиной О.Ф.

В судебном заседании заместитель прокурора Томпонского района Никифорова Ф.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила аналогично изложенному тексту искового заявления, просила об его удовлетворении.

Представители истца "З" и "С" исковые требования поддержали, суду пояснили, что имеются все основания для удовлетворения иска, истец имела на праве собственности квартиру в доме, который был снесен *Дата*. Этот дом входил в муниципальный жилищный фонд, соответственно бремя содержания этого дома лежало на ответчике. Процедура выкупа жилого помещения предусмотрена ст. 32 ЖК РФ, расчет предоставлен, поэтому требуют выкупную цену. Истец являлся участником двух программ, эти программы финансируются из разных бюджетов.

Представитель ответчика МО «Поселок Хандыга» "И" исковые требования не признала, суду пояснила, что во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006г. № 226 «О порядке предоставления жилищных субсидий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенции из федерального бюджета Савкина О.Ф. получила субсидию в размере *...* рублей. Согласно п. 7 порядка предоставления жилищных субсидий граждане принимают решение о получении субсидии добровольно и могут реализовать свое право на получение и использование субсидии за счет субвенций из федерального бюджета один раз. Также согласно письма-разъяснения министра Министерства труда и социального развития PC (Я) Дегтярева Н.Н. перечень документов необходимых для получения субсидии входит семь основных документов, включая:

- справку органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, подтверждающую, что гражданин состоит на учете для улучшения жилищных условий, с указанием даты постановки на учет;

- акт обследования жилищных условий с заключением комиссии о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 5 к полномочиям поселковой администрации МО «Поселок Хандыга» относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Представитель ответчика подчеркнула тот факт, что если бы поселковая администрация МО «Поселок Хандыга» не подтвердила, что Савкина О.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий, так как многоквартирный жилой дом по адресу: *Адрес* по заключению межведомственной комиссии отнесен к категории аварийных, непригодных для проживания, подлежащих сносу Савкина О.Ф. не получила бы субсидию через Министерство труда и социального развития PC (Я).

Савкина О.Ф. была исключена из Адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования «Поселок Хандыга» из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2009 год именно потому, что была утверждена Правительственной комиссией на получение субсидии как вдова ветерана Великой Отечественной войны.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО «Алькор-7» "К" и "П" суду пояснили, что их предприятие выиграло тендер на строительство горно-геологического техникума и общежития, необходимо было освободить площадки под строительство. Жилой дом по *Адрес* на основании заключения от *Дата* был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. *Дата* дом по адресу: *Адрес*, был снесен, о чем составлен соответствующий акт о сносе многоквартирного аварийного дома. Квартиры в доме были пустые, никто не препятствовал его сносу. "П" добавила, что «если истец Савкина О.Ф. получила квартиру, то о чем спор».

Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По нормам ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Судом установлено, что Савкиной О.Ф. на праве собственности принадлежала однокомнатная квартира, общей площадью *...* кв. м, по адресу: *Адрес*, что подтверждено свидетельством о праве собственности *Номер* от *Дата*, техническим паспортом на квартиру от *Дата*. Согласно адресной справки Савкина О.Ф. зарегистрирована в данной квартире с *Дата*.

Заключением межведомственной комиссии МР «Томпонский район» от *Дата* жилой дом по адресу: *Адрес*, признан аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу.

Решением поселкового Совета ХП сессии *Номер* от *Дата* утверждена Адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории МО «Поселок Хандыга» РС (Я), из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2009 год и направлена для согласования в Министерство строительства по РС (Я). В реестр документов о признании домов аварийными и подлежащими сносу включен также дом по *Адрес*. Жильцы данного дома, в том числе и Савкина О.Ф. были включены в данную Адресную программу.

Савкина О.Ф. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы 3 степени, ветераном Великой Отечественной войны, а также ветераном труда Республики Саха (Якутия), что подтверждается удостоверением *Номер*, удостоверением *Номер*, удостоверением *Номер*, удостоверением *Номер*.

В связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» администрация МО «Поселок Хандыга» направила документы в Министерство труда и социального развития РС (Я) на Савкину О.Ф., которая нуждалась в улучшении жилищных условий. Данное ходатайство МО «Поселок Хандыга» было рассмотрено на заседании республиканской комиссии, где Савкина О.Ф. была включена в общий список на выделение государственной субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке.

Во исполнение постановления Правительства РС (Я) от 25.05.2006 № 226 «О порядке предоставления жилищных субсидий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов», за счет субвенции из федерального бюджета Савкиной О.Ф. получена субсидия в размере *...* руб. для приобретения жилого помещения в п. Хандыга.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от *Дата* Савкиной О.Ф. приобретена в собственность двухкомнатная квартира по адресу: *Адрес*, о чем имеется запись о регистрации от *Дата* *Номер*.

Из протокола общего собрания жильцов – участников республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2009 год» от *Дата* следует, что согласно ФЗ-185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и указанной республиканской программы в пос. Хандыга строится 32-квартирный дом для переселения граждан из аварийных домов, в том числе и жильцов дома *Адрес*.

В связи с тем обстоятельством, что на период распределения нового 32-квартирного жилого дома Савкина О.Ф. не проживала в квартире по адресу: *Адрес*, и приобрела в собственность двухкомнатную квартиру по адресу: *Адрес*, за счет средств государственной субсидии, и не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, она была исключена из Программы по переселению из ветхого и аварийного жилья.

Актом *Номер* от *Дата* МО «Поселок Хандыга» дом по *Адрес* постановлено снести в связи со строительством «Горно-технического техникума», о чем впоследствии составлен Акт о сносе многоквартирного аварийного дома от *Дата*.

Согласно распоряжения МО «Поселок Хандыга» *Номер* от *Дата* данный дом исключен из реестра жилищного фонда МО «Поселок Хандыга».

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, выселяемым из него нанимателям предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривается ст. 32 ЖК РФ. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Однако изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является лишь одним из оснований для сноса жилого дома.

Жилищный кодекс РФ не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях (например, при признании дома аварийным и подлежащим сносу).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из этого, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ, следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ.

Решением Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета от *Дата*, утвержден список получателей социальной выплаты для приобретения жилья. Савкина О.Ф. являлась получателем социальной выплаты в 2010 году.

Размер социальной выплаты определен исходя из размера общей площади и стоимости 1 квадратного метра общей площади приобретаемого жилья. При этом максимальный размер общей площади жилья, приобретаемого за счет социальной выплаты не должен превышать 45 кв. м, а стоимость 1 кв. м общей площади, приобретаемого жилья не должен превышать 43 500 руб.

Савкиной О.Ф. вышеуказанной Комиссией направлено письмо от *Дата* *Номер*, в котором ей рекомендовано самостоятельно осуществить подбор вариантов жилья и представить в Министерство труда и социального развития РС (Я) с копией договора на приобретение (строительство) жилья с обязательным указанием адреса и площади приобретаемого жилого помещения и лицевых счетов продавцов (застройщиков).

Размер социальной выплаты за счет средств федеральных субвенций Савкиной О.Ф. составил *...* руб. и являлся неизменным в течение всего срока реализации социальной выплаты.

Согласно п. 7 Порядка предоставления жилищных субсидий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 25.05.2006 № 226 граждане принимают решение о получении субсидии добровольно и могут реализовать свое право на получение и использование субсидии за счет субвенций из федерального бюджета один раз.

Также согласно письма-разъяснения министра Министерства труда и социального развития РС (Я) Дегтярева Н.Н. в перечень документов необходимых для получения субсидии входит семь основных документов, включая:

- справку органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, подтверждающую, что гражданин состоит на учете для улучшения жилищных условий, с указанием даты постановки на учет;

- акт обследования жилищных условий с заключением комиссии о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 5 Порядка к полномочиям поселковой администрации МО «Поселок Хандыга» относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищными помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

МО «Поселок Хандыга» был подтвержден факт того, что Савкина О.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий, так как многоквартирный жилой дом по адресу: *Адрес*, в котором проживала Савкина О.Ф., отнесен к категории аварийных и подлежащих сносу, в связи с чем, ей была предоставлена субсидия через Министерство труда и социального развития РС (Я).

Таким образом, Савкина О.Ф. правомерно исключена из Адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования «Поселок Хандыга» из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2009.

При установленных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Томпонского района о взыскании с МО «Поселок Хандыга» в пользу Савкиной О.Ф. в счет возмещения фактически изъятого жилого помещения денежной компенсации в сумме *...* руб. незаконны и необоснованны.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления прокурора Томпонского района в интересах Савкиной Ольги Филипповны к муниципальному образованию «Поселок Хандыга» о взыскании в счет возмещения фактически изъятого жилого помещения денежной компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через районный суд в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья:                                                                                                    В.М. Гаврильев