П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
пос. Хандыга *Дата обезличена*
Судья Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) Морохоев А.П.,
с участием специалиста-эксперта ТО ТУ Роспотребнадзора по РС (Я) в Томпонском районе *В*,
привлекаемого к административной ответственности лица - Белаш В.Г.,
при секретаре Николаевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении
Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Белаш Виталия Геннадьевича, юридический адрес: *Адрес*,
в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
На основании 2 жалоб потребителей «о покупке некачественного хлеба в магазине (...), принадлежащем ИП *К* территориальным отделом ТУ Роспотребнадзора по РС (Я) в Томпонском районе *В* проведена внеплановая проверка в отношении ИПБОЮЛ Белаш В.Г., осуществляющего предпринимательскую деятельность по месту нахождения пекарни, расположенной *Адрес*, по предписанию территориального отдела филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я) в Томпонском районе проведены лабораторные исследования представленных потребителями образцов хлеба, в результате которых установлено, что пробы хлеба пшеничного из муки высшего сорта не соответствуют требованиям ГОСТ 26987 «Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов» по органолептическим показателям. Выявлена картофельная болезнь хлеба. Согласно информации Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я) в Томпонском районе» в *Дата обезличена* при проведении производственного контроля в пробе хлеба, представленной ИП Белаш В.Г., обнаружена картофельная палочка. Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимым веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям и допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья людей. В ходе проверки магазина (...) установлено, что поставку хлеба в магазин осуществляет ИП Белаш В.Г., документы, подтверждающие качество хлеба ИП - поставщиком продавцу не предоставляются. В результате проверки установлены нарушения Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий»:
В соответствии с п. 3.11.3 СанПиН 2.3.4.545-96 запрещается утверждение нормативной и технической документации на новые виды хлебобулочных и кондитерских изделий, постановка их на производство, продажа и использование в производственных условиях без гигиенической оценки их безопасности для здоровья человека; согласования нормативной и технической документации на эти виды продукции с органами Госсанэпиднадзора России; получения гигиенического сертификата в соответствии с установленными требованиями.
Согласно п. 3.11.4 СанПиН 2.3.4.545-96 каждая партия хлеба, хлебобулочных изделий должна быть снабжена сертификатами, качественными удостоверениями.
В результате проверки установлены нарушения Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий»:
Так, в нарушение п. 3.11.6, п. 3.11.12 СанПиН 2.3.4.545-96 хлеб доставляется в торговые организации на неспециализированном транспорте, не имеющем санитарного паспорта.
В соответствии с п. 3.11.6 СанПиН 2.3.4.545-96 хлеб, хлебобулочные должны перевозиться в специально выделенном для перевозки данной продукции транспорте.
В соответствии с п. 3.11.12 СанПиН 2.3.4.545-96 разрешение на эксплуатацию транспортных средств выдается на 6 месяцев. По истечении этого срока транспортные средства должны быть предъявлены для осмотра. Перевозка хлеба и хлебобулочных изделий транспортом, не отвечающим санитарным требованиям, запрещается.
В нарушение п. 3.14.10 СанПиН 2.3.4.545-96 не предоставлена личная медицинская книжка на работников пекарни *У*, *Б*
В соответствии с п. 3.14.10 СанПиН 2.3.4.545-96 работники перед поступлением на работу и работающие на предприятии должны пройти медицинское обследование в соответствии с Инструкцией по проведению обязательных, предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров водителей индивидуальных транспортных средств.
Отсутствие личных медицинских книжек на момент проверки и не предоставление их на момент составления протокола об административном правонарушении указывает на не прохождение работниками пекарни медицинского осмотра, что создает угрозу при изготовлении хлеба лицами, не прошедшими медицинское освидетельствование на предмет допуска к работе на объектах пищевой промышленности, возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В нарушение п. 3.14.10 СанПиН 2.3.4.545-96 согласно данным личной медицинской книжки индивидуальным предпринимателем Белаш В.Г. не пройден медицинский осмотр в установленный законодательством срок. Последняя дата прохождения *Дата обезличена*.
Нет отметки в личной медицинской книжке о прохождении флюорографии. Последняя дата обследования *Дата обезличена*.
В нарушение п. 3.14.11 СанПиН 2.3.4.545-96 нет сведений о прохождении работниками пекарни санитарно-гигиенического минимума.
В соответствии с п. 3.14.11 СанПиН 2.3.4.545-96 все вновь поступившие работники должны пройти обучение по санитарному минимуму и сдать экзамены. В дальнейшем экзамены по программе санитарного минимума после занятий сдаются каждые два года.
Согласно ч. 1 ст. 3 6 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. гигиеническое обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику и распространение знаний о здоровом образе жизни.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
В нарушение п. 3.14.12 СанПиН 2.3.4.545-96 нет сведений ознакомления работников пекарни с правилами личной гигиены, не проведен инструктаж по предотвращению попаданий посторонних предмет в готовую продукцию для вновь поступивших работников.
В соответствии с п. 3.14.12 СанПиН 2.3.4.545-96 вновь поступившие работники допускаются к работе только после ознакомления с правилами личной гигиены и инструктажа по предотвращению попадания посторонних предметов в готовую продукцию.
В нарушение п. 3.16.1 СанПиН 2.3.4.545-96 нет в наличии дезинфицирующих средств, что свидетельствует об отсутствии дезинфекции помещении пекарни и может привести к размножению микроорганизмов кишечной группы и возникновению, распространению инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 3.16.1 СанПиН 2.3.4.545-96 администрация обязана обеспечить наличие достаточного количества уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств для уборщиц.
В нарушение п. 3.11.3 СанПиН 2.3.4.545-96 выпускаемый хлеб не имеет сертификата соответствия.
В соответствии с п. 3.11.3 СанПиН 2.3.4.545-96 запрещается утверждение нормативной и технической документации на новые виды хлебобулочных и кондитерских изделий, постановка их на производство, продажа и использование в производственных условиях без гигиенической оценки их безопасности для здоровья человека; согласования нормативной и технической документации на эти виды продукции с органами Госсанэпиднадзора России; получения гигиенического сертификата в соответствии с установленными требованиями.
В нарушение п. 3.11.4 СанПиН 2.3.4.54 5-96 выпускаемая партия хлеба не снабжена качественным удостоверением.
В соответствии с п. 3.11.4 СанПиН 2.3.4.545-96 каждая партия хлеба, хлебобулочных изделий должна быть снабжена сертификатами, качественными удостоверениями.
В нарушение п. 3.6.2 СанПиН 2.3.4.545-96 пол в складском помещении неровный, деформирован, видны щели; стены неровные.
В соответствии с п. 3.6.2 СанПиН 2.3.4.545-96 пол в складских помещениях должен быть плотным без щелей, зацементированным, стены должны быть гладкими.
В нарушение п. 3.6.6, п. 3.6.9 СанПиН 2.3.4.545-96 потолки, стены в моечной неровные, видны трещины, краска местами облетела, наблюдается большое отверстие, идущее с производственного цеха в моечную по низу от пола.
В соответствии с п. 3.6.6 СанПиН 2.3.4.545-96 стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 5 м должны быть облицованы глазурованной плиткой или другими материалами, дающими возможность проводить влажную уборку.
В соответствии с п. 3.6.9 СанПиН 2.3.4.54 5-9 6 места с отбитой штукатуркой подлежат немедленному заштукатуриванию с последующей покраской или побелкой.
Согласно объяснению ИП Белаш В.Г. от *Дата обезличена* полы и стены в пекарне неровные, деформированы, в связи с затоплением здания. Текущий ремонт проводился в *Дата обезличена*, капитального ремонта не было. После затопления была заменена система отопления. Менялись полы в ванной и в санитарно-бытовом помещении для персонала. Покраска, замена полов в производственном помещении, штукатурка стен после затопления не проводилась.
В нарушение п. 3.4.5. СанПиН 2.3.4.545-96 на осветительных приборах в складском и производственном помещении пекарни отсутствует защитная арматура, предназначенная для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукцию.
В соответствии с п. 3.4.5 СанПиН 2.3.4.545-96 источники освещения производственных цехов и складов должны быть заключены в специальную взрывобезопасную арматуру: люминесцентные - в зависимости от типа, лампы накаливания - в закрытые плафоны.
В нарушение п. 3.6.15 СанПиН 2.3.4.545-96 уборочный инвентарь не имеет маркировки по назначению.
В соответствии с п. 3.6.15 СанПиН 2.3.4.545-96 уборочный инвентарь для уборки производственных, вспомогательных и подсобных помещений должен быть промаркирован краской и храниться в отдельных помещениях оборудованных специальными моечными ваннами и сливными устройствами с подводкой горячей и холодной воды, а также регистром для сушки уборочного инвентаря.
В нарушение п. 3.7.9 СанПиН 2.3.4.545-96 не выделен отдельный уборочный инвентарь для санузла.
В соответствии с п. 3.7.9 СанПиН 2.3.4.545-96 для уборки и дезинфекции санитарных узлов должен быть выделен специальный инвентарь (ведра, совки, тряпки, щетки и т.д.) с отличительной окраской и маркировкой.
В нарушение п. 3.13.4 СанПиН 2.3.4.545-96 для предупреждения появления грызунов не заделаны щели в полу, отверстия в складском помещении.
В соответствии с п. 3.13.4 СанПиН 2.3.4.545-96 для предупреждения появления грызунов отверстия в полу, потолках, стенах, щели вокруг технических вводов должны быть заделаны цементом, кирпичом или железом.
Согласно ст. 1 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального Закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их транспортировке, хранении, реализации населению.
Доставка хлеба в торговые организации на автотранспорте специально не предназначенном для перевозки хлеба, не имеющим санитарного паспорта, свидетельствующего о соответствии автотранспорта санитарным правилам; отсутствие медицинского освидетельствования на предмет допуска к работе на объектах пищевой промышленности; отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность хлеба (сертификат или декларация о соответствии, качественное удостоверение); отсутствие санитарно-гигиенического обучения у работников пекарни; отсутствие дезинфекции помещений пекарни; деформация стен, потолков, полов в помещениях пекарни, щели; применение одного и того же уборочного инвентаря для уборки производственных помещений и санитарного узла; отсутствие защитной арматуры на осветительных приборах, предназначенной для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукцию создает угрозу жизни и здоровью граждан и может повлечь за собой распространение инфекционных заболеваний среди населения.
Таким образом, ИП Белаш В. Г. нарушены требования п. 3.4.5, п. 3.6.2, п. 3.6.6, п. 3.6.9, п. 3.7.9, п. 3.6.15, п. 3.11.3, п. 3.11.4, п. 3.11.6, п. 3.11.12, п. 3.13.4, п. 3.14.10, п. 3.14.11, п. 3.14.12, п. 3.16.1, п. 1. ст. 15 Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000 г., ч. 2 ст. 15, ст. 36, ч. 5 ст. 15, п. 3 ст. 11, п. 3 ст. 39 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Специалист-эксперт ТО ТУ Роспотребнадзора по РС (Я) в Томпонском районе *В* на судебном заседании поддержала материал в полном объеме, пояснив аналогичное изложенному выше, также пояснила, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии серьезных нарушений со стороны ИП Белаш В.Г. осуществляющего свою деятельность в сфере изготовления продуктов питания. Просит удовлетворить и приостановить деятельность ИП Белаш В.Г. сроком на 60 суток.
На судебном заседании привлекаемое лицо Белаш В.Г. суду пояснил, что согласен с постановлением частично, дезинфицирующие средства «Доместос», «Санита» имеются. Деформация стен потолков произошла вследствие того, что их залило зимой горячей водой.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1, п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно свидетельства о государственной регистрации гр. Белаш В.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица от *Дата обезличена*.
В материалах дела имеется распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от *Дата обезличена*, акты проверок от *Дата обезличена*, *Дата обезличена*. По результатам акта проверки от *Дата обезличена* выявлены нарушения обязательных требований: ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий».
Проведены лабораторные исследования № *Номер обезличен* от *Дата обезличена*, № *Номер обезличен* от *Дата обезличена*, № *Номер обезличен* от *Дата обезличена*, по результатам которых вынесены заключения: проба хлеба пшеничного из муки высшего сорта, по результатам проведенных ИЛЦ филиала ФГУЗ «ЦГиЭ в РС (Я) в Томпонском районе» органолептических исследований не соответствует требованиям ГОСТ 26987 «Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов», выявлена картофельная болезнь хлеба.
По результатам проверки вынесен протокол об административном правонарушении от *Дата обезличена* в отношении ИП Белаш В.Г., с которым Белаш В.Г. ознакомлен и получил копии протокола. При составлении протокола территориальным отделом ТУ Роспотребнадзора по РС (Я) в Томпонском районе требования ст. 28.2 КоАП РФ полностью соблюдены. Суд считает, что протокол об административном правонарушении в силу положений статьи 28.2 КоАП РФ является необходимым процессуальным документом и одним из доказательств в производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Противоправность деяния ИП Белаш В. Г. выражена в непринятии мер по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при изготовлении и реализации населению хлеба и хлебобулочных изделий.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ИП Белаш В.Г. в результате осуществления своей деятельности действительно совершено правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ, а именно нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -
Вина в совершении данного правонарушения полностью подтверждается представленными документами.
Санкция ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт владения имуществом - хлебопекарней (...) по *Адрес* подтверждает сам Белаш В.Г.
Административное приостановление деятельности применяется в случае прямой угрозы жизни или здоровью людей. Оно назначается, если только менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Их исследованных и представленных заявителем документов несомненно установлено, что имеется наличие угрозы жизни и здоровью людей при осуществлении своей деятельности индивидуальным предпринимателем Белаш В.Г. т.к он осуществляет свою деятельность в сфере изготовления населению продукта первой необходимости (хлебобулочных изделий).
Исходя из этого суд считает, что установленные нарушения могут быть устранены только путем административного приостановления деятельности хлебопекарни (...) ИП Белаш В.Г. сроком на 40 суток и в течение этого времени они позволят привести в соответствие и устранить допущенные нарушения вышеуказанных норм.
Обоснование периода приостановления деятельности сроком на 40 суток обусловлено тем, что приведенные в протоколе административные нарушения не могут быть устранены в более короткие сроки, т.к предусматривают в том числе и капитальный ремонт здания хлебопекарни с привлечением квалифицированных строителей.
Доводы Белаш В.Г. об имеющихся частичных фактах нарушения не могут быть приняты судом, т.к опровергнуты полностью представителем Роспотребнадзора.
При назначении наказания суд учитывает, что правонарушитель впервые привлекается к административной ответственности, в целом вину свою признает, раскаивается, которые являются в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не находит.
При таких обстоятельствах возможно назначение наказания в отношении ИП Белаш В.Г. в пределах ст. 6.3 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на 40 суток. Срок приостановления деятельности следует исчислять со дня вынесения постановления.
На основании изложенного и руководствуясь 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Белаш В.Г. назначить наказание в виде административного приостановления деятельности хлебопекарни (...) расположенного по адресу : *Адрес* на срок 40 суток.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) в течение 10 дней со дня его провозглашения.
Судья: п\п А.П. Морохоев
Копия верна, судья А.П. Морохоев.
Секретарь С.А. Николаева.