решение о признании права собственности на земельные доли



Дело № 2-467-2011 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2011 года Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи                                                  Устиновой Г.С.

при секретаре                                                                               Кумариной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Токаревского района к ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2 о признании права муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей в границах землепользования <адрес>.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Токаревского района Тамбовской области (далее администрация) обратилась в суд с иском к ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО3, ФИО2 о признании права муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей в границах землепользования СХПК им <адрес>.

Определением Токаревского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 44 ГПК РФ произведена замена умерших ответчиков на их правопреемников-наследников, принявших и не принявших наследство, и в качестве ответчиков привлечены: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.

Правопреемники у умерших ответчиков ФИО10, ФИО1, не установлены.

Местонахождение ответчиков ФИО3, ФИО5, суду неизвестно.

Определением Токаревского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на стороне вышеуказанных ответчиков, у которых неизвестны правопреемники, местонахождение которых неизвестно согласно ст. 50 ГПК РФ назначен представитель-адвокат ФИО16

      Представители истца администрации <адрес> по доверенности ФИО17 и ФИО18 заявленные требования поддержали и пояснили, что на протяжении последних, более 10 лет, 8 собственников земельных долей на землях <адрес> не распорядились ими и не принимают никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Администрация Токаревского района в газетах «Маяк» и «Тамбовская жизнь» опубликовала информацию о собственниках невостребованных земельных долей. Согласительной комиссией администрации Токаревского района принято решение считать невостребованными 8 земельных долей, поскольку по истечении 90 дней 8 собственников не заявили о своем желании воспользоваться своим правом участника общей долевой собственности. После чего администрация Токаревского района в средствах массовой информации указала, что на территории СХПК им Мичурина были образованы земельные участки в счет 8 невостребованных земельных долей, и было определено их местоположение. При этом администрация Тамбовской области отказалась от преимущественного права на оформление права собственности Тамбовской области на земельные участки, выделяемые в счет невостребованных земельных долей, из земель сельскохозяйственного назначения в границах СХПК им Мичурина Токаревского района.

В связи с этим они просят признать право муниципальной собственности муниципального образования Токаревский район Тамбовской области на земельный участок общей площадью 68,64 га, в том числе пашни 64,0 га, пастбищ 4,64 га расположенный в границах СХПК им Мичурина.

      Представитель ответчиков ФИО5, ФИО10, ФИО1, ФИО3 адвокат ФИО16 исковые требования признал в части, указывая на то, что ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО1, ФИО7 в установленные законом сроки не распорядились своими земельными долями и наследственным имуществом. Однако ответчик ФИО6 принял наследство после смерти ФИО11 и ФИО12, и распорядился ею, передав в аренду.

          В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 по доверенности ФИО19 иск администрации не признала и пояснила, что её доверитель ФИО6 после смерти супругов ФИО11 и В.М. оформил наследство в нотариальной конторе на земельную долю и передал её в аренду <адрес>

Представитель третьего лица Львовского сельского совета по доверенности ФИО20 просила иск удовлетворить частично, указывая, на то, что наследник ФИО6 оформили наследство на земельные доли, принадлежащие ФИО12 и ФИО11, передав земельную долю в аренду <адрес> другие наследники, несмотря на обращения к ним сельского Совета по вопросу оформления земельных долей, их до настоящего времени не оформили и земельными долями не распорядились.

      Ответчики ФИО4- наследник ответчика ФИО8, ФИО7- наследник ответчика ФИО2, будучи надлежаще извещенными, о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении дела от них не поступало, своих возражений относительно иска они не представили. В связи, с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, против чего участники процесса не возражают.

       Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, в своем отзыве на иск, против требований администрации не возражал, и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителей истца, представителя ответчиков - адвоката Медведева А.В., явившегося представителя ответчика ФИО19, третьих лиц, изучив материалы дела и оценив их на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом, суд приходит к следующему выводу.

        В соответствии с положениями постановления правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановления Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», проводилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которых сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан-членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путем выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

           Из исследованных материалов дела видно, что в порядке реализации вышеуказанных актов, Постановлением главы администрации Токаревского района Тамбовской области № 270 от 16.11.1994 года был утвержден проект перераспределения земель колхоза им Мичурина, согласно которому за 668 пайщиками данного кооператива был закреплен в коллективно - долевую собственность земельный участок общей площадью 5734 га., утверждена бесплатная земельная доля в размере 8,58 га, в том числе 8, 0 га. пашни и 0,58 га пастбища и было решено выдать свидетельства на право собственности на землю членам трудового коллектива СПК им Мичурина.

На основании указанного Постановления администрации Токаревского района, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 24 ноября 1994 года членам СПК им Мичурина были выданы свидетельства на право собственности на землю.

        Согласно п.2 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» устанавливалось, что непосредственно основанием для возникновения права собственности на земельные доли являются акты органов местной администрации о перераспределении земель, что подтверждается и п.18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», которые указывают на возможность применения норм, принятых ранее в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Указанные нормы соответствуют п.1 ст. 25 ЗК РФ, по содержанию, которого, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, а также положениям п.2 ч.1 ст. 8 ГК РФ, где указано, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органом и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

      Таким образом, в судебном заседании установлено, что право собственности на земельные доли у членов трудового коллектива <адрес> в том числе у ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО2 возникло с ДД.ММ.ГГГГ (дата принятия главой администрации <адрес> Постановления о наделении земельными долями) и именно с указанной даты и идет отсчет срока, предоставленного Законом, для распоряжения имуществом участниками долевой собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения.


           Собственник земельной доли ФИО3, свидетельство на право собственности не получила, по неизвестным суду причинам. Однако в списке участников общей долевой собственности она значится. Сведения о смерти ФИО3 у суда отсутствуют. Следовательно, ФИО3 также приобрела право собственности на земельную долю в СХПК им <адрес>ю 8,58 га.

       Вместе с тем, установлено, что ответчик ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вынесения постановления администрации <адрес>. После её смерти наследство на земельную долю оформил, получив свидетельство о наследовании - ФИО6 Наследственный документ никем не оспорен, и не отменен, а потому суд признает данный правоустанавливающий документ соответствующим действительности, и считает, что право собственности на земельную долю перешло к наследнику ФИО6

     В связи с этим ФИО3 и ФИО11 также являются собственниками земельных долей.

Согласно положениям ст. 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется кроме прочего за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.

Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.

Следовательно, вышеуказанным законом определено, что под невостребованными земельными долями следует понимать такие земельные доли, собственники которых в течение 3 лет и более лет с момента приобретения права на земельную долю не приняли решение о распоряжении своим имущественным правом.

Совокупность положений ст. 284 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ, статей 5,6 Закона от 24 июля 2002 года определяет, что в случае ненадлежащего использования (в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами) земельного участка или не использования его в течение 3 лет и более у собственника может быть осуществлено его изъятие в судебном порядке.

Из ч. 5 ст. 13 Закона следует, что невостребованные земельные доли в судебном порядке может быть признано право собственности за субъектами РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальными образованиями.

На основании положений Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007 года № 316 - 3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» ненадлежащее использование или неиспользование в соответствии с их целевым назначением земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Тамбовской области, влечет их принудительное изъятие и закрепляет преимущественное право администрации Тамбовской области на обращение в суд с заявлением о передаче земельных долей в государственную собственность Тамбовской области.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области № 1364 от 18 ноября 2010 года администрация Тамбовской области отказалась от преимущественного права на оформление права собственности Тамбовской области на земельные участки, выделяемые в счет невостребованных земельных долей, из земель сельскохозяйственного назначения на территории Токаревского района, в том числе и по <адрес> в пользу администрации Токаревского района.

При таких обстоятельствах, у истца имеются полномочия на обращение в суд с вышеуказанными требованиями.

Однако положение вышеуказанного Закона определяют ряд обстоятельств, наличие которых необходимо для решения вопроса о придании земельным долям статуса невостребованных, также дальнейших действий по распоряжению ими, а именно: соблюдение порядка публикации сообщения о невостребованных земельных долях, установление круга собственников невостребованных долей, соблюдение порядка принятия органом местного самоуправления решения об образовании земельного участка из невостребованных земельных долей, наличие решения общего собрания участников общей долевой собственности об определении местонахождения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которого равна сумме площади невостребованных земельных долей, факт установления границ земельного участка, образованного из невостребованных земельных долей.

      В соответствии с материалами дела, администрацией <адрес> в газетах Тамбовская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ и «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ был опубликован список граждан трудового коллектива СПК им Мичурина, которые не распорядились земельными долями в количестве 8 человек. По истечении 90 дней ни один из 8 собственников земельной доли не заявил о своем желании воспользоваться своим правом участника долевой собственности, что подтверждается протоколом согласительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ . Этой же комиссией были сформированы списки собственников невостребованных долей в количестве 62 человек. В данный список вошли следующие граждане - ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14.

В счет невостребованных земельных долей указанных лиц был выделен земельный участок общей площадью 68, 64 га, в том числе пашни 64 га, пастбища 4,64 га, расположенные в границах СПК им <адрес>.

            ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в газете «Маяк» было опубликовано объявление о выделе земельного участка в счет невостребованных земельных долей. В течение 30 дней с момента публикации возражений относительно местоположения выделяемого участка не поступило, и согласно протоколу заседания согласительной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению споров о местоположении земельного участка, выделяемого в счет долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, комиссия решила, утвердить местоположение выделяемого земельного участка.

        Таким образом, местоположение земельных участков с невостребованными земельными долями было определено, сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников было опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, собственникам земельных долей и их наследникам была предоставлена возможность в течение девяноста дней со дня опубликования сообщения воспользоваться правами участника долевой собственности, постановлением субъекта Российской Федерации было принято решение об образовании земельного участка с невостребованными земельными долями.

Поэтому, администрацией <адрес> были выполнены все требования предусмотренные ст. 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в действующей редакции), и орган местного самоуправления вправе направить в суд заявление о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок.

    Определяя круг собственников земельных долей отнесенных к невостребованным, суд установил, что 2 собственника земельных долей ФИО10 и ФИО1, с момента наделения их правом собственности на земельные доли постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течении более чем 15 лет ими не распорядились и умерли. По данным нотариуса <адрес> наследников принявших наследство не имеют.

       В отношении одного собственника невостребованных земельных долей ФИО3 сведения о смерти или месте проживания отсутствуют, земельной долей она также не распорядилась с момента наделения, что подтверждается сообщениями органов Загса, нотариуса <адрес>.

       По этим основаниям суд признает правомерным включение данных земельных долей, собственники, которых не распорядились ими, в состав участка с невостребованными земельными долями.

При этом 3 собственника земельных долей по сведениям администрации <адрес>, отдела ЗАГСА администрации <адрес>: ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ

После их смерти наследниками являются: умершей ФИО8 - ответчик ФИО4, умершего ФИО9 -ответчик ФИО5, умершей ФИО2 - ответчик ФИО7

Однако наследники ФИО4, ФИО7 по сведениям нотариуса <адрес> наследство не принимали, доказательства, что наследство ими принято путем фактического владения в силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ у суда отсутствуют, не представили таких доказательств и сами ответчики. Встречные исковые требования о признании права собственности на земельные доли, данные ответчики, суду не заявили.

Местонахождение ответчиков-наследников ФИО5 подавшего только заявление о принятии наследства после смерти ФИО9 суду неизвестно, по сведениям нотариуса <адрес> земельную долю он не оформил и не распорядился ею.

Из пояснений представителя Львовского сельского Совета ФИО5 умер, после него наследников не осталось.

              При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать право муниципальной собственности за <адрес>ом еще на три невостребованных земельных доли, принадлежащих: ФИО8, ФИО9 и ФИО2

           В обоснование исковых требований, представители истца по доверенности ФИО17 и ФИО18 ссылались на ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О регулировании земельных отношений в <адрес>», ст. 284 ГК РФ, ст. 44 Земельного кодекса РФ, полагая возможным изъять земельный участок с невостребованными земельными долями у собственников земельных долей, которые не использовали его для соответствующих целей в течение трех лет и более.

Но приведенные представителем истца нормы Закона регулируют порядок изъятия земельных участков с определенными границами и местоположением.

Земельный участок и земельная доля - разные объекты гражданского оборота.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей вправе общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Указанный Федеральный закон № 101-ФЗ не предусматривает основания, и порядок изъятия земельных долей. В соответствии с абзацем 5 пункта 5 ст. 13 Закона в действующей редакции, субъект Российской Федерации лишь вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ на земельный участок с невостребованными земельными долями.

Поэтому, действующее законодательство по регулированию отношений использования земельных долей не препятствуют собственнику земельной доли воспользоваться своим правом собственника, и распорядится земельной долей до признания судом права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок с невостребованными земельными долями, в которой включена и земельная доля этого собственника.

Суд установил и это подтверждается материалами дела, что после смерти 2 собственников невостребованных земельных долей: ФИО11 (умерла ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО12 (умер ДД.ММ.ГГГГ) по данным нотариуса <адрес>, наследник ФИО6 принял наследство.

Частью 4 статьи 1152 ГК РФ установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право полежит государственной регистрации.

Статья 209 ГК РФ предусматривает, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Как следует из свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ реестр , и от ДД.ММ.ГГГГ реестр ФИО6 принял наследство на земельные доли, принадлежащие ФИО11 и ФИО12, зарегистрировал право собственности и передал указанные доли в аренду ООО «Львовское», что подтверждается договором аренды.

     

             На основании приведенных выше доказательств суд считает, что ответчик ФИО6 является законным собственником земельных долей, который распорядился ими по своему усмотрению в установленный законом трехлетний срок, и потому суд считает нужным исключить его земельные доли из числа невостребованных.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что из 8 земельных долей, на 6 земельных долей принадлежащих: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО3 и ФИО2 и являющихся невостребованными земельными долями право собственности должно быть признано за муниципальным образованием <адрес>ю на земельный участок общей площадью 51,48 га, в том числе пашни 48 га, пастбищ 3,48 га, а 2 земельные доли подлежат исключению из числа невостребованных земельных долей, поэтому суд считает нужным отказать в части удовлетворения исковых требований администрации <адрес> к ФИО11 и ФИО12 на земельные участки, образованные в счет выделения их невостребованных земельных долей общей площадью 17,16 га, в том числе пашни 16 га, пастбищ 1,16 га.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации <адрес> удовлетворить частично.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей, общей площадью 51,48 га, в том числе пашни 48 га., пастбища 3,48 га, расположенный в границах <адрес> с кадастровым номером , принадлежащих ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО13, ФИО14.

         В иске администрации <адрес> к ФИО11, ФИО12 о признании права муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей, отказать.

          Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд в течение 10 дней через райсуд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                                       Устинова Г.С.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2011 года.

Судья:                                       Устинова Г.С.