Дело № 2-192/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п.Токаревка 25 марта 2011 г.
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Замараева В.А.
при секретаре Толмачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурылева ФИО14 к Государственному учреждению-управлению Пенсионного фонда РФ в Токаревском районе о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
установил:
Мурылев В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-управлению Пенсионного фонда РФ в Токаревском районе о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что с 26 января 1998 года по 2 сентября 2001 года он работал в <данные изъяты> ДРСУ-7 ( 24.04.1999 г. переименован в <данные изъяты> филиал федерального государственного унитарного предприятия «<данные изъяты>») по профессии машиниста смесителя асфальтобетона 6-го разряда. Но ответчик не засчитал в стаж на соответствующих видах работ его профессию, ссылаясь на то, что в Списке № 2 его профессия отсутствует. Он просит засчитать в стаж на соответствующих видах работ период работы с 26 января 1998 года по 2 сентября 2001 года и назначить досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании Мурылев В.М. свои исковые требования поддержал и просил дополнительно включить в льготный стаж периоды работы в должности электросварщика в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> с августа 1972 года по ноябрь 1974 года, а также в должности диспергаторщика в <данные изъяты> ДРСУ № 7 с 26 марта 1981 года по 10 марта 1988 года. При этом пояснил, что в 1971 году он поступил учиться в <адрес> в профессионально-техническое училище по специальности электросварщик, но по состоянию здоровья закончить обучение не смог и вернулся домой, где летом 1972 года его приняли на работу в колхоз «<данные изъяты>» электросварщиком. Он работал электросварщиком ручной сварки как на стационарной электросварке в мехмастерской, так и на передвижной во время полевых работ. Работы выполнялись им в течение полного рабочего дня, к другим видам работ он не привлекался. В ноябре 1972 года он был призван в армию. В период его работы в колхозе трудовая книжка не заводилась. С 26 марта 1981 года по 10 марта 1988 года он работал в должности диспергаторщика в <данные изъяты> ДРСУ № 7. В его обязанности входило обслуживание электромоторов по перекачке гудрона, а также диспергатора, где готовился битум и подача готового битума на асфальтовый завод. Работа по приготовлению битума велась круглосуточно посменно, для того, чтобы поддерживать определенную температуру. С 1988 по 1998 год он работал в <данные изъяты> ДРСУ № 7 варильщиком асфальтобетона 4 разряда. В 1998 году в его трудовой книжке была сделана запись о переводе его машинистом смесителя асфальтобетона АБЗ 4-го разряда, но в 2001 году в трудовой книжке была сделана запись о том, что эту должность следует именовать как асфальтобетонщик-варильщик. В этой должности он работал до 2003 года. Однако пенсионный фонд работу в этой должности засчитал в льготный стаж только с 2001 по 2003 год. Он просит все указанные периоды включить в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, сославшись на то, что записей в трудовой книжке о работе Мурылева В.В. в должности электросварщика не имеется, отсутствуют сведения о занятости полный рабочий день, документы на электросварочное оборудование, должностные инструкции. Поэтому включить этот период работы Мурылева В.М. в льготный стаж нельзя. Работа в должности диспергаторщика также не подлежит включению в льготный стаж, поскольку эта должность не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
В этом Списке указана должность машиниста смесителя асфальтобетона передвижного, однако Мурылев В.М. работал на стационарной установке асфальтобетона и выполнял функции оператора, поэтому его профессия не попадает в льготную категорию.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в части.
Согласно п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как установлено в судебном заседании Мурылев В.М. был принят на работу в должности электросварщика в колхоз «<данные изъяты>» <адрес> с 1 ноября 1972 года, о чем свидетельствует выписка из протокола № 10 заседания правления колхоза от указанной даты, где он проработал до 2 ноября 1974 года, что подтверждается лицевыми счетами колхоза «<данные изъяты>». Приказа об увольнении Мурылева В.М. из колхоза в архиве не имеется, но из материалов дела следует, что с 10 ноября 1972 года по 12 ноября 1974 года он проходил службу в армии. Трудовая книжка колхозника в период его работы в этом хозяйстве в должности электросварщика на него не заводилась. По утверждению истца он работал полный рабочий день, других видов работ в хозяйстве не выполнял.
Показания истца подтвердил свидетель ФИО7, пояснивший, что он с 1966 года в течение 30 лет работал токарем в колхозе «<данные изъяты>». В начале семидесятых годов Мурылев В.М. стал работать в колхозе электросварщиком ручной сварки на центральной усадьбе в мастерской, других работ не выполнял.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 утверждены Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Согласно раздела 32 Списка № 2 право на пенсию на льготных условиях предоставлено электросварщикам и их подручным.
Причем эта профессия предусмотрена в данном разделе без каких-либо дополнительных условий, поэтому для этой категории рабочих нет необходимости подтверждать характер выполняемых ими работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение уточняющими документами. В данном случае условием для назначения ему указанной пенсии является выполнение работ по профессии электросварщик.
Указанное постановление действовало до 1 января 1992 года. Следовательно, в период работы Мурылева В.М. в должности электросварщика с 1 ноября 1972 года по 2 ноября 1971 года на него распространялось действие вышеуказанного постановления.
Что же касается доводов ответчика о том, что отсутствуют документальные подтверждения того, что он работал электросварщиком ручной сварки, в течение полного рабочего дня, а также должностные инструкции, то указанные документы в архив не сдавались. В настоящее время колхоз «<данные изъяты>» не существует. Поэтому истец не может нести ответственность за то, что эти документы отсутствуют, равно как и за то, что ему своевременно не была заведена и выдана трудовая книжка колхозника.
Хотя трудовая книжка и является основным документом, подтверждающим трудовой стаж ( в том числе специальный трудовой стаж), однако имеющиеся документальные доказательства позволяют суду прийти к выводу о том, что Мурылев В.М. действительно работал в колхозе «<данные изъяты>» в указанной должности с 1 ноября 1972 по 2 ноября 1974 года, т.е. 2 года и 1 день и этот период подлежит включению в льготный стаж.
Помимо зачисления в льготный стаж этого периода работы, суд считает, что подлежит включению в специальный стаж и период работы с 26.01.1998 года по 02.09.2001 года по профессии машинист асфальтобетона АБЗ в <данные изъяты> дорожном ремонтно-строительном участке ( впоследствии <данные изъяты> филиал ФГУП «<данные изъяты>»).
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Указанный список применяется в полном объеме со всеми дополнениями и изменениями к ним.
Действие Списка № 2, утвержденного в 1991 году, не ограничивается каким-либо периодом, т.е. он применяется, как за время работы с.01.01.1992, так и за период до 01.01.1992.
Из раздела 27 Списка № 2 (код 2290000а-11141) следует, что право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях имеют асфальтобетонщики-варильщики.
Как видно из записей в трудовой книжке Мурылева В.М. с 11 марта 1988 года по 25 января 1998 года он работал по профессии варильщика асфальтобетона 4 разряда.
Приказом № 7 от 27.01.1998 года он был переведен машинистом смесителя асфальтобетона АБЗ.
3 сентября 2001 года в трудовой книжке была сделана запись о том, что именовать согласно ЕТКС выпуск 3 профессию машиниста смесителя асфальтобетона-асфальтобетонщиком-варильщиком 4 разряда.
29 декабря 2003 года он был уволен с работы в связи с сокращением численности работников.
В льготный стаж из этого периода работы Мурылеву В.М. засчитано только с 03.09.2001 г. по 31.10. 2001 года, а период работы с 26.01.1998 г. по 02.09.2001 года из льготного стажа исключен.
Ответчик мотивирует это тем, что в льготный стаж подлежит включению лишь тот период, который имеется у истца после издания приказа, т.е. после 3 сентября 2001 года.
По мнению суда, такой вывод нельзя признать обоснованным.
В соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 3. Раздел: « Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и ВЦСПС от 17 июля 1985 года № 226/125/15-88) (с изменениями и дополнениями), действовавшего на момент издания приказа № 7 от 27.01. 1998 г. по Токаревскому дорожному ремонтно-строительному участку, указана профессия машинист смесителя асфальтобетона передвижного.
Между тем в судебном заседании установлено, что в названной организации смесителя асфальтобетона передвижного никогда не было, а Мурылев В.М. работал на стационарном асфальтобетонном заводе.
В этом тарифно-квалификационном справочнике, а также в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367) (с изменениями и дополнениями) профессия машиниста смесителя асфальтобетона АБЗ отсутствует.
Следовательно, наименование профессии в трудовой книжке Мурылева В.М. машиниста смесителя асфальтобетона АБЗ является ошибочной.
С целью приведения наименования профессии Мурылева В.М. в соответствие с требованиями закона в трудовую книжку истца была внесена запись, по которой профессию машиниста смесителя асфальтобетона следует считать асфальтобетонщиком-варильщиком 4 разряда.
Это обстоятельство подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО8, бывший работник отдела кадров этого предприятия. По ее словам после внесенных уточнений в наименовании профессии Мурылева В.М. характер и условия его работы не изменились.
Суд считает, что изменение, вносимое в наименовании профессии, подлежит распространению не только на время после издания приказа, но и на период работы предшествующий его изданию, т.е. с 26.01.1998 г. по 02.09.2001 г.
Согласно лицевых счетов Мурылевым В.М. отработано в 1998 году- 7 мес. 15 дней, в 1999 г.-5 мес. 19 дней, 2000 г.- 6 мес. 25 дней, с января по 2 сентября 2001 г-3 мес. 24 дня, а всего 1 год 11 месяцев 23 дня.
Таким образом, работа Мурылева В.М. в должности машиниста смесителя асфальтобетона АБЗ в <данные изъяты> дорожном ремонтно-строительном участке (<данные изъяты> филиал ФГУП «<данные изъяты>») с 26 января 1998 года по 2 сентября 2001 года (всего 1 год 11 мес. 23 дня) подлежит включению в льготный стаж.
Истец также просил включить ему в льготный стаж период работы с 26 марта 1981 года по 10 марта 1998 года в <данные изъяты> ДРСУ-7 по профессии диспергаторщик.
Рассматривая исковые требования Мурылева В.М. в этой части суд не находит оснований для их удовлетворения.
Профессия диспергаторщик не предусмотрена ни Списками № 1 и 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, ни Списками № 1 и №2
утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Не значится эта профессия и в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367) (с изменениями и дополнениями).
Из пояснений Мурылева В.М. следует, что, работая в этой должности, он осуществлял приготовление битума из гудрона с последующей подачей его на асфальтовый завод.
Свидетели ФИО9 и ФИО10, бывшие начальники ДРСУ-7, подтвердили, что Мурылев В.М. действительно работал диспергаторщиком. Наименование этой профессии произошло от названия диспергатор-установки по приготовлению битума. Данная работа связана с вредными условиями труда. Считают, что профессия диспергаторщик и варильщик битума, одно и тоже.
Такие же показания в судебном заседании дали свидетели ФИО11 и ФИО12, работавшие одновременно с истцом в этом предприятии.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца. Однако в данном случае решить этот вопрос не представляется возможным.
Из Списка № 2 раздел 29 утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 следует, что право на льготную пенсию имеют асфальтобетонщики (асфальтировщики, автогудронаторщики, бутимизаторы, варильщики, гудронаторщики, операторы, гудронаторы, форсунщики).
Как видно указанная профессия включает в себя значительный круг ее разновидностей.
Однако бесспорных доказательств того, чтобы отождествить профессию диспергаторщика с какой-либо из перечисленных выше профессий, суду не представлено, пояснения свидетелей о наименовании профессии носят предположительный характер, а поэтому этот период работы суд не может засчитать в льготный стаж работы.
Ответчиком засчитано в льготный стаж работы Мурылеву В.М. 9 лет и 27 дней. С учетом того, что в его льготный стаж полежат включению периоды работы в колхозе «<данные изъяты>» в должности электросварщика с 1 ноября 1972 года по 2 ноября 1974 года, всего 2 года и 1 день, в должности машиниста смесителя асфальтобетона АБЗ в <данные изъяты> дорожном ремонтно-строительном участке (<данные изъяты> филиал ФГУП «<данные изъяты>») с 26 января 1998 года по 2 сентября 2001 года (всего 1 год 11 мес. 23 дня), общий льготный стаж работы у Мурылева В.М. составит 13 лет и 21 день, т.е. он имеет необходимый льготный стаж.
19 ноября 2010 года Мурылеву В.М. исполнилось 55 лет. Поэтому имеются основания для назначения Мурылеву В.М. досрочной трудовой пенсии по старости с 20 ноября 2010 года.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ
решил:
Исковые требования Мурылева ФИО15 удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Токаревском районе включить в льготный стаж работы Мурылеву ФИО16 периоды работы: в должности электросварщика в колхозе «<данные изъяты>» <адрес> с 1 ноября 1972 года по 2 ноября 1974 года (всего 2 года и 1 день), в должности машиниста смесителя асфальтобетона АБЗ в <данные изъяты> дорожном ремонтно-строительном участке (<данные изъяты> филиал ФГУП «<данные изъяты> с 26 января 1998 года по 2 сентября 2001 года (всего 1 год 11 мес. 23 дня) и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 20 ноября 2010 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.А.Замараев
Мотивированное решение составлено
30 марта 2011 года.
Судья В.А.Замараев