Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию



                                                                                                            дело № 2-210/2011                                                                   Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

    с. Тогул                                                                                      03 ноября 2011 года

Тогульский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Котельниковой Г.П.

при секретаре Треповой И.В.

с участием истца Коратеева Н.М.,

представителя ответчика ГУ - Управление ПФР в Тогульском районе Максимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коратеева Николая Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогульском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Коратеев обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогульском районе Алтайского края (далее - Управление) о признании права на досрочную трудовую пенсию. Свои требования Коратеев обосновал тем, что <дата> он обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.

Управление не засчитало истцу в стаж педагогической деятельности время работы в партийных органах: в Шебалинском райкоме КПСС:

- с <дата> по <дата> - инструктором отдела пропаганды и агитации;

- с <дата> по <дата> - секретарем парткома совхоза «Шебалинский»;

- с <дата> по <дата> - заведующим организационным отдела.

      С данным решением он не согласен. И считает его незаконным. Его педагогический стаж с учетом вышеуказанных периодов превышает 25 лет необходимых для назначения льготной пенсии. Так как согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Полагает, что оценка его пенсионных прав за оспариваемые периоды работы должна производиться согласно подпункта «а» пункта 1,4 «Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее - Положение), утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1379 (далее - Постановление СМ СССР), действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в комсомольских и партийных органах на освобожденных и выборных должностях.

     В соответствии с п. 4 Положения время работы на выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях; работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения; то есть не менее 16 лет 8 месяцев. Работа в партийных органах может быть зачтена в объеме не более 1\3 от всего льготного стажа, что составляет 8 лет 4 месяца.

Работа истца в райкоме КПСС составила 8 лет 3 месяца 25 дней, зачтенный ответчиком педагогический стаж истца на момент обращения с заявлением составляет 22 года 5 месяцев 6 дней (более 2/3). Просит признать указанное решение пенсионного фонда незаконным, обязать пенсионный фонд зачесть в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, указанные выше периоды работы в райкоме КПСС, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить и производить выплату ему пенсии с момента обращения к ответчику, то есть с <дата>

В судебном заседании истец Коратеев свои исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что работая в спорный период в райкоме КПСС он не мог предполагать об изменении в дальнейшем пенсионного законодательства в сторону ухудшения его прав на досрочную пенсию.

Представитель ответчика Максимова Е.А. пояснила, что <дата> истец обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением начальника Управления от <дата> было отказано в установлении пенсии, так как из его специального стажа были исключены спорные периоды работы. Действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный педагогический стаж необходимый для назначения льготной трудовой пенсии по старости периодов работы в партийных органах, в связи с чем правовых оснований для включения указанных периодов работы истца в специальный стаж не имеется. Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 не может быть применено, поскольку с <дата> данный нормативный акт утратил силу; по смыслу пункта 1 данного Постановления в стаж педагогической деятельности засчитывались периоды работы в партийных и комсомольских органах лишь при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Считает, что Постановление от 17 декабря 1959 года может применяться только в тех случаях, когда гражданин до дня его отмены полностью выработал необходимый специальный стаж, тогда как по состоянию на <дата> истцом специальный стаж выработан не был. По состоянию на <дата> педагогический стаж Коратеева составлял 22 года 5 месяц 6 дней. Наличие у истца данного педагогического стажа на момент обращения Управление не оспаривает. Периоды работы истца в Шебалинском райкоме КПСС также не оспаривает.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью определяется в соответствии со «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

В разделе «Наименование должностей» Списка должности инструктора отдела пропаганды и агитации, секретаря парткома, заведующего организационного отдела в партийных органах КПСС не указаны.

Не предусматривались указанные должности и действовавшими до <дата> нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что Коратеев Н.М. работал Шебалинском райкоме КПСС в должностях:

- инструктором отдела пропаганды и агитации РК КПСС с <дата> по <дата>;

- секретарем парткома совхоза «Шебалинский» - с <дата> по <дата>;

- заведующим организационного отдела райкома КПСС - с <дата> по <дата>

Это подтверждается его трудовой книжкой, объяснениями истца и ответчиком не оспаривается.

В указанные периоды действовало Положение, согласно п.п. «а» п. 1 которого, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Данное Положение утратило силу <дата>

При этом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при применении п.п. «а» п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПССС и райкома ВЛКСМ и др.

Несмотря на то, что действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено включение таких периодов в трудовой стаж, ответчик не вправе был отказывать истцу во включении спорных периодов в льготный стаж.

Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в п. 1, 2 и 3 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По смыслу нормативного акта, указанное соотношение педагогической деятельности и иных периодов оценивается на момент обращения гражданина за назначением пенсии, а не на момент утраты силы названного Положения, как указывает ответчик.

          Также данный вывод суда подтверждается положениями п.п. а. п. 1 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденным Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 (Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения).

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30 октября 2001 года, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Закона.

Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.

Доводы ответчика о том, что специальный стаж работы Коратеева Н.М. необходимо исчислять по состоянию на <дата>, а не на день обращения, несостоятельны, так как основаны на неправильном толковании указанных выше норм права.

В судебном заседании установлено, что Коратеев Н.М. обратился в Управление с заявлением о назначении ему трудовой пенсии <дата> Это следует из представленного ответчиком заявления Коратеева Н.М.

На момент обращения педагогический стаж работы Коратеева Н.М. составлял в общей сложности 22 года 5 месяцев 6 дней:

в должности учителя географии и биологии в Чергинской средней школе Шебалинского районо с <дата> по <дата> (6 лет 1 месяц16 дней);

учителем трудового обучения в Бурановской неполной средней школе с <дата> по <дата> (5 лет 0 месяцев 7 дней);

учителем трудового обучения в Тогульской неполной средней школе с <дата> по <дата> (0 лет 1 месяц 3 дня);

учителем трудового обучения и физической культуры в Бурановской основной базовой школе с <дата> по <дата> (4 года 6 месяцев 9 дней);

учителем физической культуры и истории в Бурановской основной общеобразовательной школе с <дата> по <дата> (2 года 9 месяцев 9 дней);

директором МОУ «Бурановская основная общеобразовательная школа» с <дата> по <дата> (день обращения с заявлением- 3 года 10 месяцев 22 дня);

Это подтверждается трудовой книжкой Коратеева Н.М., решением об отказе в установлении пенсии от <дата> , ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось.

Согласно трудовой книжке, истец работал учителем трудового обучения и физической культуры в Бурановской основной базовой школе с <дата> по <дата>, а по данным персонифицированного учета в льготный стаж истца решением от <дата> Управлением ПФР в Тогульском районе из указанного времени включен период с <дата> по <дата> Так как истец Коратеев указанный период не оспаривает, то суд не выходит за пределы исковых требований.

Поскольку на момент обращения Коратеева Н.М. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у него было отработано 2/3 необходимого стажа (более 16 лет и 8 месяцев) без включения спорных периодов, то периоды работы истца в партийных органах с - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, всего 8 лет 3 месяца и 25 дней, подлежат включению в его специальный трудовой стаж.

Соответственно на дату обращения специальный трудовой стаж истца составлял: 22 года 5 месяцев 6 дней + 8 лет 3 месяца и 25 дней = 30 лет 9 месяцев 1 день, то есть более 25 лет, что дает право истцу на досрочную трудовую пенсию, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, он имел специальный стаж работы необходимой продолжительности для досрочного назначения трудовой пенсии, в связи с чем решение Управления от <дата> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии следует признать незаконным и необоснованным.

Согласно п.1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии <дата>. Поскольку на указанную дату у истца имелось право на назначение ему досрочной пенсии, поэтому пенсия Коратееву Н.М. должна быть назначена с указанной даты.

Таким образом, исковые требования Коратеева Н.М. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, подтверждённые квитанцией Сберегательного банка РФ от 21.03 2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Коратеева Николая Михайловича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогульском районе Алтайского края от <дата> об отказе в назначении Коратееву Николаю Михайловичу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогульском районе Алтайского края включить в стаж педагогической деятельности Коратеева Николая Михайловича периоды работы в Шебалинском райкоме КПСС:

- с <дата> по <дата> - инструктором отдела пропаганды и агитации;

- с <дата> по <дата> - секретарем парткома совхоза «Шебалинский»;

- с <дата> по <дата> - заведующим организационным отдела.

Признать за Коратеевым Николаем Михайловичем право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогульском районе Алтайского края назначить Коратееву Николаю Михайловичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с <дата>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогульском районе Алтайского края в пользу Коратеева Николая Михайловича судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Тогульский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                                                                        Г.П.Котельникова.