Решение по жалобе на постановление о наложении административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ.



РЕШЕНИЕ

    12 июля 2011 года                                                                                село Тогул

      Тогульский районный суд Алтайского края в составе:

судьи Котельниковой Г.П.,

при секретаре Треповой И.В.,

с участием заявителя Шебалиной Е.А.,

представителя административного органа Емельянцевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Шебалиной Евгении Анатольевны на постановление главного государственного санитарного врача в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах, начальника ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске о наложении административного штрафа от <дата>,

УСТАНОВИЛ:

       Постановлением главного государственного санитарного врача в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах, начальника ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске Понкратьева Н.А. от <дата> должностное лицо директор <данные изъяты> Шебалина Е.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

        Шебалина Е.А. обратилась в Тогульский районный суд с жалобой на указанное постановление, считает, что оно вынесено незаконно и необоснованно.

        В обоснование своих доводов она ссылается на то, что в связи с финансовыми затруднениями шлак вывозится по окончании отопительного сезона. Под шлаком находятся бетонные плиты, анализы отходов не производились, считает шлак чистым. Просит постановление отменить, дело производством прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

         Шебалина Е.А. в судебном заседании жалобу на постановление поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в ней, и пояснила, действительно принадлежащее <данные изъяты> в <адрес> отапливается котельной, находящейся здании <данные изъяты>, при этом используется каменный уголь. Шлак складируется рядом со зданием «<данные изъяты>. <дата> шлак вывезен. Документов, регламентирующих периодичность вывоза накопленных отходов, проекта обращения с отходами в <данные изъяты> не имеется. Считает, что она подлежит привлечению к административной ответственности как физическое лицо, а не как должностное лицо, так как выплачивать штраф она будет из своей заработной платы.

         Представитель административного органа по доверенности Емельянцева И.В. в судебном заседании пояснила, что с жалобой Шебалиной Е.А. не согласна, считает, что оснований для отмены постановления не имеется. Факт нахождения шлака на территории магазина на момент проверки, происхождение шлака заявителем не оспаривается. В ходе проверки установлено, что бетонированной площадки под шлаком нет, согласно ГН 2.2.5.1313-03 «ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны» шлак угольный относится к 4 классу опасности. Кроме того, на территории магазина на открытом грунте (на почве) без контейнеров складируются картонные коробки, мешки. В нарушение СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (п.3.1) временное складирование отходов определяется проектом обращения с отходами, которого в <данные изъяты> не имеется. Порядок хранения отходов обществом также нарушен. Отсутствие денежных средств не является основанием для нарушения законодательства. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

         Заслушав в судебном заседании заявителя Шебалину Е.А., представителя административного органа Емельянцеву И.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей.

         Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения плановой выездной проверки деятельности <данные изъяты> по реализации пищевых продуктов выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при складировании отходов производства (шлака угольного) на территории магазина <данные изъяты> образовавшихся при сжигании угля в котельной, принадлежащей <данные изъяты>

       В связи с чем определением от <дата> специалиста ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах Беспаловой С.В. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении <данные изъяты>

      Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от <дата> у ООО «Центральное» истребована информация о периодичности вывоза накопленных отходов с территории предприятия, которая регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, проект обращения с отходами производства и потребления.

Согласно протоколу от <дата>, составленному специалистом ТОУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах Беспаловой С.В. <дата> при проведении административного расследования в отношении <данные изъяты> установлено, что должностным лицом - директором <данные изъяты> Шебалиной Е.А. в результате деятельности магазина <данные изъяты> в <адрес> края допущено нарушение законодательства при складировании отходов производства и потребления в виде картонных коробок, мешков - складируются на территории магазина, при временном хранении отходов шлака от каменного угля на открытой площадке без тары (насыпью) не соблюдаются условия их хранения: поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (не укрыта брезентом, не оборудована навесом и т.д.); поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». На предприятии периодичность вывоза накопленных отходов с территории не регламентирована установленными лимитами накопления отходов, которые определены в составе проекта обращения с отходами, проекта обращения с отходами нет, что является нарушением п. 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». Действия Шебалиной Е.А. квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ,

    Оспариваемое постановление вынесено правомочным лицом главным государственным санитарным врачом в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах, начальника ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске.


В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно пункту 2.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» СанПиН 2.1.7.1322-03, утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, различают следующие основные способы складирования отходов производства и потребления:
- временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);
- временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приёмных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

- складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
- складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.
       Согласно пунктам 3.1, 3.4, 3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов временное складирование отходов производства и потребления определяется проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

- в производственных или вспомогательных помещениях;

- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);

- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;

- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;

- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

       При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается её присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается.

Пунктом 3.15. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при временном хранении отходов установлено, что периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.

      Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

         Как следует из исследованных в судебном заседании материалов дела, установлено судом и не оспаривается заявителем на территории магазина <данные изъяты> в <адрес> края, принадлежащего <данные изъяты> при складировании (накоплении) отходов производства (шлака угольного), образовавшихся при сжигании угля в котельной, принадлежащей <данные изъяты> нарушены указанные выше нормы Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03 - не соблюдаются условия их хранения (складирования): поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (не укрыта брезентом, не оборудована навесом и т.д.); поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. На предприятии периодичность вывоза накопленных отходов с территории не регламентирована установленными лимитами накопления отходов, которые определены в составе проекта обращения с отходами, проекта обращения с отходами нет. Отходы производства и потребления в виде картонных коробок, мешков - складируются на территории магазина на почве без контейнеров.

           Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются, в частности, должностные лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, которые не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

          Признавая Шебалину Е.А. виновной в совершении указанного правонарушения, начальник Территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске пришел к верному выводу о том, что она как должностное лицо <данные изъяты> является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.

          Доводы заявителя о том, что она подлежит привлечению к административной ответственности как физическое лицо, а ни как должностное лицо, так как она обязана выплачивать штраф из своей заработной платы, подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании закона.

           По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ к должностным лицам относятся такие лица, которые полномочны выполнять организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции, то есть полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, как то - издавать акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять имуществом, распоряжаться имуществом и денежными средствами.

            Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности.

           Как усматривается из материалов дела в отношении должностного лица- директора <данные изъяты> Шебалиной Е.А., последней как директором общества в соответствии с Уставом <данные изъяты>, выпиской из приказа <данные изъяты>, записью в трудовой книжке, должностной инструкции директора предприятия осуществляется непосредственное руководство деятельностью общества с правом подписания всех финансовых документов, распоряжения имуществом и др.

          Действуя в рамках представленных ей полномочий, Шебалина Е.А. не соблюдала экологические и санитарно-эпидемиологические требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в связи с чем была обоснованно привлечена к административной ответственности как должностное лицо <данные изъяты>

      Суд отклоняет доводы заявителя об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, так как в настоящее время приняты меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства- <дата> вывезен шлак. Меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, приняты после обнаружения административным органом нарушения природоохранного законодательства. На момент обнаружения правонарушения общество не выполняло конкретных действий по оборудованию площадки под шлак, образующийся от работы котельной по адресу <адрес>. На протяжении длительного времени шлак складировался на почвенном покрове возле здания магазина <данные изъяты> что подтверждается материалами дела - служебной запиской о выявленном нарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснительной Шебалиной Е.А. от <дата>, фототаблицей.

           Довод жалобы о том, что анализы отходов не делались, шлак «очень чистый» являются также несостоятельными, так как согласно ГН 2.2.5.1313-03 «ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны» шлак угольный молотый относится к 4 классу опасности. Статья 8.2 КоАП РФ образует состав административного правонарушения даже при отсутствии причинения вреда окружающей среде.Совершённое административное правонарушение посягает на общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, воздействующей на окружающую среду. Ненадлежащее выполнение возложенных на должностное лицо действующим законодательством обязанностей влечёт загрязнение окружающей среды, создаёт угрозу жизни и здоровью человека.

           Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от административной ответственности как юридическим лицом, так и должностными лицами.

По мнению суда, материалами административного дела подтверждено виновное совершение заявителем административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении (временном складировании) отходов производства.)
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу постановления не имеется. Тем самым требование жалобы Шебалиной Е.А. удовлетворению не подлежат.

           Руководствуясь ст. 30.7, 30.6, КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

                  Постановление главного государственного санитарного врача в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах, начальника ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске Понкратьева Н.А. от <дата> в отношении должностного лица директора <данные изъяты> Шебалиной Евгении Анатольевны по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о наложении административного наказания в виде штрафа в сумме 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу Шебалиной Е.А. - без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тогульский районный суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии постановления.

Судья:                                                                            Г.П.Котельникова.