Отмена решения избирательной комиссии о регистрации кандидата



Дело № 2-143

Поступило в суд 3 февраля 2010 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тогучин

8 февраля 2010 г.

Тогучинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Филичева Ю.Д.,

при секретаре Киселевой Ю.А.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области З.Е.В. об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области О.В.И.,

УСТАНОВИЛ

Кандидат на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области З.Е.В. в заявлении указала, что она не согласна с решением территориальной избирательной комиссии Тогучинского района Новосибирской области от 25 января 2010 г. о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области О.В.И. по следующим основаниям:

1. Сданные на проверку подписные листы кандидата О.В.И. имеют нарушения как по форме так и по содержанию. В наименовании проверенных подписных листов №№ 1, 2, 18, 19, 20, 25 отсутствуют слова - "муниципального образования", что является нарушением ч. 5 ст. 31 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области", согласно которой подписные листы изготавливаются по форме согласно приложениям 3 и 4 к настоящему Закону, а следовательно, все подписи в данных листах являются недействительными, что в соответствии с п. 7 ч. 7 ст. 34 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" является основанием для отмены решения о регистрации кандидата О.В.И.

2. В подписном листе № 25 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме, а именно: отсутствует указание на орган, выдавший паспорт или на код этого органа, что является нарушением п. 4 ч. 8 ст. 33 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области".

Помимо этого, в нарушение п. 5 ч. 8 ст. 33 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" в подписном листе № 1 подписи 11-я и 15-я, а в подписном листе № 25 подписи 11-я и 20-я имеют исправления в датах их внесения в подписной лист, поэтому являются недействительными.

3. В нарушение ч. 1 ст. 31 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" кандидатом О.В.И. не представлена копия паспорта, а именно: представленная им копия паспорта не содержит все страницы паспорта, что не позволяет в полном объеме достоверно судить о действительности паспорта, поскольку на указанных страницах могут содержаться отметки, не предусмотренные Положением о паспорте.

4. В заявлении О.В.И. о согласии баллотироваться в нарушение ст. 31 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" не указаны сведения об адресе места жительства, а именно: не указан район места жительства, как того требует ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации", что является наличием на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата О.В.И., среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.

5. В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" кандидат обязан представить в избирательную комиссию муниципального образования список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально. Кандидат О.В.И. представил в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей, однако, удостоверительная надпись, сделанная нотариусом, не соответствует по форме и содержанию форме удостоверительной надписи, установленной Приказом Министра юстиции РФ от 16 февраля 2009 г. № 49.

Руководствуясь ч. 6 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации", согласно которой решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, просит признать решение территориальной избирательной комиссии Тогучинского района Новосибирской области от 25 января 2010 г. о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области О.В.И. незаконным и отменить его.

В судебном заседании представитель заявителя З.Е.В. - Т.Е.О. поддержала заявленные требования в полном объеме, уточнив, что под неполным объемом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей на подписном листе № 25 она имеет в виду отсутствие указание на субъект Российской Федерации (Новосибирская область) ОВД Тогучинского района, выдавшего паспорт С.С.Ю., осуществлявшей сбор подписей.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Тогучинского района Новосибирской области - У.Л.Я. и заинтересованное лицо кандидат на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области О.В.И.заявленные требования не признали по следующим основаниям.

Подписные листы кандидата О.В.И. не имеют нарушений ни по форме, ни по содержанию. Отсутствие в наименовании подписных листов слов "муниципального образования" не может быть признано нарушением формы подписного листа. Законом Новосибирской области № 3-ОЗ от 28 февраля 2006 г. "О наименованиях органов местного самоуправления в Новосибирской области" и Уставом Тогучинского района установлено, что глава муниципального образования - это глава Тогучинского района (глава района). Решением 28 сессии 1-го созыва Совета депутатов Тогучинского района Новосибирской области от 18 декабря 2009 г. № 56 "О назначении выборов главы Тогучинского района Новосибирской области и депутатов…" назначены выборы главы Тогучинского района на 14 марта 2010 г. Глава Тогучинского района является главой муниципального образования и отсутствие слов "муниципального образования" в наименовании подписного листа О.В.И. не искажает смысл и не препятствует однозначному восприятию указанных им сведений и не противоречит закону "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области".

Утверждение заявителя о том, что в подписных листах № 1 (подписи 11 и 15) и № 25 (подписи 11 и 20) в связи с исправлениями в датах их внесения в подписной лист не соответствуют действительности. Указанные заявителем 4 подписи не имеют исправлений, даты указаны избирателями, а их написание объясняется характерными особенностями почерка избирателей и не препятствуют однозначному восприятию сведений о дате подписи и не противоречат закону.

В заявлении о согласии баллотироваться О.В.И. правильно указал свой адрес: Новосибирская область, г. Тогучин. Ссылка заявителя на то, что не указано наименование района, является необоснованной, поскольку г. Тогучин является районным центром с адресом - Новосибирская область г. Тогучин и отсутствие в заявлении О.В.И. в его адресе слов "Тогучинского района не искажает восприятия указанных сведений, а следовательно, не противоречит закону.

Доводы заявителя о том, что представленная О.В.И. копия паспорта не соответствует по содержанию самому паспорту, является необоснованной. Представленная О.В.И. копия паспорта, действительно, не содержит пустых страниц паспорта, все заполненные страницы паспорта, которые отображают содержание паспорта, присутствуют. При приеме пакета документов председатель территориальной избирательной комиссии У.Л.Я. лично сверил паспорт с копией. Отсутствие пустых страниц паспорта не влияет на содержание данных о личности, изложенных в паспорте, и не препятствует однозначному восприятию сведений о личности О.В.И., а потому предоставление указанной копии не является нарушением закона и не является основанием для признания недействительным пакета представленных документов.

Утверждение заявителя о том, что нотариусом не удостоверены сведения о лицах осуществлявших сбор подписей, в соответствии с требованиями закона, является надуманным. Все лица, осуществлявшие сбор подписей, лично присутствовали у нотариуса при удостоверении их подписей и удостоверительная надпись нотариуса не вызывает сомнения.

Считают, что в удовлетворении заявления должно быть отказано, т.к. нет оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии Тогучинского района Новосибирской области от 25 января 2010 г.

В судебном заседании установлено следующее.

Сданные на проверку кандидатом О.В.И. подписные листы, действительно, имеют отличия по форме, установленной приложением № 3 к Закону Новосибирской области "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области". В наименовании проверенных подписных листов №№ 1, 2, 18, 19, 20, 25 отсутствуют слова - "муниципального образования".

Законом Новосибирской области № 3-ОЗ от 28 февраля 2006 г. "О наименованиях органов местного самоуправления в Новосибирской области" и Уставом Тогучинского района установлено, что глава муниципального образования - это глава Тогучинского района (глава района). Решением 28 сессии 1-го созыва Совета депутатов Тогучинского района Новосибирской области от 18 декабря 2009 г. № 56 "О назначении выборов главы Тогучинского района Новосибирской области и депутатов…" назначены выборы главы Тогучинского района на 14 марта 2010 г. Глава Тогучинского района является главой муниципального образования и отсутствие слов "муниципального образования" в наименовании подписного листа О.В.И. не искажает смысл и не препятствует однозначному восприятию указанных им сведений и не противоречит закону "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области".

В связи с этим суд считает, что данное, указанное заявителем, нарушение не является основанием к признанию подписей в данных листах недействительными, а следовательно, не является и основанием для отмены решения о регистрации кандидата О.В.И.

Исследовав в судебном заседании доводы заявителя о том, что в подписном листе № 25 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствует указание на субъект Российской Федерации, в котором находится орган, выдавший паспорт, суд установил, что в подписном листе, действительно, указано, что паспорт С.С.Ю. выдан 4 декабря 2007 г. ОВД Тогучинского района без указания наименования Новосибирской области. Однако учитывая, что в подписном листе указан адрес, по которому С.С.Ю. проживает: г. Тогучин Тогучинского района Новосибирской области, суд не может расценить данный факт ненадлежащего оформления подписного листа как обстоятельство, препятствующее избирательной комиссии принять решение о регистрации кандидата О.В.И.

Проверяя доводы заявителя о том, что в нарушение п. 5 ч. 8 ст. 33 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" в подписном листе № 1 подписи 11-я и 15-я, а в подписном листе № 25 подписи 11-я и 20-я имеют исправления в датах их внесения в подписной лист, суд исследовал данные подписи и пришел к выводу, что исправления в данных подписях отсутствуют, а имеет место небрежность в заполнении отдельных цифр и букв, связанная с особенностями почерка и качества использованных авторучек.

В качестве нарушения ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" заявитель указал, что в заявлении О.В.И. о согласии баллотироваться в нарушение ст. 31 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" не указаны сведения об адресе места жительства, а именно: не указан район места жительства, что является наличием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.

Судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться, при указании адреса места жительства О.В.И., действительно, не указал административный район в котором он проживает - "Тогучинский район". Однако, в данном случае, отсутствие указания на Тогучинский район суд не относит к ненадлежащему оформлению указанного документа, поскольку положения статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" направлены на то, чтобы у избирательной комиссии имелась возможность идентифицировать лицо, обращающееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить сообщает ли оно достоверные сведения и не имеется ли у этого лица очевидных ограничений пассивного избирательного права, а в заявлении о согласии баллотироваться. В заявлении О.В.И. указал, что он проживает в г. Тогучин Новосибирской области. Тогучин является районным центром Новосибирской области и неуказание того, что он находится в Тогучинском районе, не создает препятствий к однозначному определению места его жительства.

В судебном заседании нашли подтверждение доводы заявителя о том, что в нарушение ч. 4 ст. 29 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" кандидатом О.В.И. представлена копия паспорта, которая содержит не все страницы паспорта.

Заинтересованные лица - председатель избирательной комиссии У.Л.Я. и кандидат О.В.И. пояснили суду, что представленная О.В.И. копия паспорта, действительно, не содержит пустых страниц паспорта, все заполненные страницы паспорта, которые отображают содержание паспорта, присутствуют. При приеме пакета документов председатель территориальной избирательной комиссии У.Л.Я. лично сверила паспорт с копией. Отсутствие пустых страниц паспорта не влияет на содержание данных о личности, изложенных в паспорте, и не препятствует однозначному восприятию сведений о личности О.В.И., а потому предоставление указанной копии не является нарушением закона и не является основанием для признания недействительным пакета представленных документов.

Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц, т.к. данная норма закона является императивной. Кандидат, на которого в силу п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возлагается обязанность по предоставлению необходимого пакета документов, не вправе решать в каком объеме ему следует представить копии документов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина российской федерации" бланк паспорта содержит 20 страниц.

В судебном заседании установлено, что О.В.И. представил в избирательную комиссию копии 12 страниц паспорта, то есть извлечения из паспорта. Таким образом, суд считает, что О.В.И. копию паспорта не представил.

Сверка копии с паспортом О.В.И., произведенная председателем избирательной комиссии при подаче документов, не освобождает кандидата от исполнения требований закона, по смыслу которого копия паспорта предоставляется не только для того, чтобы в личности кандидата удостоверились члены избирательной комиссии (для этого достаточно предъявить паспорт), а чтобы с ней могли ознакомиться в полном объеме другие кандидаты либо избиратели.

В силу положений п. 1 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в поддержку кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Согласно п. 7 этой же статьи указанного закона законом Новосибирской области "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" предусмотрено, что кандидат обязан составить список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей, и подписи этих лиц и представить список в избирательную комиссию.

Судом установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" кандидат О.В.И. представил в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, сведения о которых не удостоверены нотариально. Удостоверительная надпись от 21 января 2010 г., зарегистрированная в реестре за № 1-108, сделанная нотариусом С.О.В., не соответствует по форме и содержанию удостоверительной надписи, установленной Приказом Министра юстиции РФ от 16 февраля 2009 г. № 49. В ней не удостоверены сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

В силу пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом Новосибирской области "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области" для регистрации кандидата.

Суд считает установленным тот факт, что кандидатом О.В.И. на момент принятия решения территориальной избирательной комиссией Тогучинского района Новосибирской области о его регистрации не были представлены копия его паспорта и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, с нотариально удостоверенными сведениями о лицах, осуществлявших сбор подписей.

Согласно п. 6 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявление кандидата на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области З.Е.В. о признании решения территориальной избирательной комиссии Тогучинского района Новосибирской области от 25 января 2010 г. о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области О.В.И. незаконным и его отмене подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Решение территориальной избирательной комиссии Тогучинского района Новосибирской области от 25 января 2010 г.о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тогучинский район Новосибирской области О.В.И. признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Ю.Д. Филичев.

Копия верна.

Судья

Ю.Д. Филичев.