Признание незаконным бездействие администрации муниципального образования



Дело № 2-225/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2010 года г. Тогучин

Тогучинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Демичевой Н.Ю.,

при секретаре Гановичевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тогучинского района Новосибирской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельского совета Тогучинского района Новосибирской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тогучинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО <данные изъяты> сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер к разработке местной программы безопасности дорожного движения основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня
автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установлению стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждению нормативов затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Просил обязать администрацию МО <данные изъяты> сельсовета разработать и утвердить местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения, утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в результате проведенной в августе 2009 года прокурорской проверки было установлено, что в МО <данные изъяты> сельсовета не разработана и не принята муниципальная программа обеспечения безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

17 августа 2009 года и.о. прокурора Тогучинского района главе МО <данные изъяты> сельсовета внесено представление с требованием разработать местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с ответом главы МО <данные изъяты> сельсовета от 18.12.2009г. местные программы обеспечения безопасности дорожного движения не принимались; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения не принимались; стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения не устанавливались; нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели не утверждались.

Ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г., ст. 10 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.2009 «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом № 257- ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», а также Устав МО <данные изъяты> сельсовета, заявитель указывает на полномочия администрации МО <данные изъяты> сельсовета в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в том числе в обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения путем разработки местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

В связи с чем, прокурор района, действуя согласно ст. 45, 254 ГПК РФ, обратился с данным заявлением в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Панасенко А.Л. требования заявления поддержала в полном объеме.

Глава администрации МО <данные изъяты> сельсовета Ш.В.В. в судебном заседании пояснил, что с заявлением прокурора согласен, ему необходимо время для разработки указанных программ, также пояснил, что дороги их муниципальному образованию никем не передавались, те дороги, которые имеются в границах <данные изъяты> сельсовета относятся к улицам села, а остальные находятся в ведении Территориального управления автомобильных дорог, по их селу автобусы не ездят, а потому не имеется необходимости в установлении остановки транспорта.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.2009г. «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

В соответствии с Федеральным законом №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно Уставу МО <данные изъяты> сельсовета (ст.27) к полномочиям администрации МО <данные изъяты> сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Неисполнение данных обязанностей влечет ухудшение состояния дорог, возникновение опасности ДТП.

Согласно ч.1 ст. 77 Федерального закона №131-ФЗ, органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Судебным разбирательством установлено, что в августе 2009 года прокуратурой Тогучинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что муниципальным образованием <данные изъяты> сельсовета не принята программа обеспечения безопасности дорожного движения, не разработаны основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; не устанавливалась стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, не утверждались нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог
местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на
указанные цели.

В связи с чем, и.о. прокурора района 17.08.2009 года главе муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Ш.В.В. было принесено представление с требованием разработать местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (л.д.7).

Судом установлено, что главой муниципального образования <данные изъяты> сельсовета требования представления прокурора не выполнены до настоящего времени, о чем свидетельствует ответ главы <данные изъяты> сельсовета (л.д.6). Данные обстоятельства глава <данные изъяты> сельсовета Ш.В.В. не отрицал и в судебном заседании.

При таких обстоятельствах неисполнение администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовета обязанности в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, возложенной на нее вышеуказанными Федеральными законами и Уставом муниципального образования <данные изъяты> сельсовета суд признает бездействием.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, поскольку факт бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельского совета Тогучинского района Новосибирской области в исполнении своих обязанностей в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, нашел свое подтверждение, то заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд с учетом характера данного дела, объема тех действий, которые следует совершить администрации МО <данные изъяты> сельсовета в целях устранения в допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, полагает необходимым возложить на администрацию МО <данные изъяты> сельсовета обязанность в срок до 10 апреля 2010 года разработать и утвердить местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения, утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Тогучинского района Новосибирской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер к разработке местной программы безопасности дорожного движения основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утверждению перечня
автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня
автомобильных дорог необщего пользования местного значения; установлению
стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к
автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждению
нормативов затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог
местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на
указанные цели - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Тогучинского района Новосибирской области разработать и утвердить местную программу безопасности дорожного движения; основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения, утвердить нормативы затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели в срок до 10 апреля 2010 года.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Тогучинского района Новосибирской области сообщить суду об исполнении данного решения суда не позднее чем до 15 апреля 2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья /подпись/ Демичева Н.Ю.

Копия верна.

Судья -

Секретарь -