Дело № 2-608/2011
Поступило в суд 28.04.2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2011 года | г. Тогучин |
Тогучинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи - Тереховой Е.А.,
при секретаре - Вязовых О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тогучинского района Новосибирской области к ОАО «Доронинское» о признании незаконным бездействия и обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогучинского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Доронинское» о признании незаконным бездействия и обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
В обоснование заявленных требований помощник прокурора Рехлинг И.А. пояснил суду, что прокуратурой Тогучинского района совместно с начальником отдела по охране труда государственной инспекции труда Новосибирской области 12.04.2011 была проведена проверка соблюдения норм законодательства об охране труда.
В результате проведённой проверкой установлено, что в ОАО «Доронинское» не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Кроме того, было установлено, что аттестация рабочих мест в ОАО «Доронинское» не проводилась ни разу с момента его образования.
Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки соблюдения трудового законодательства от 12.04.2011 года.
По результатам проведённой проверки прокурором района 15.04.2011 директору ОАО «Доронинское» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране труда. Кроме того, в отношении директора ОАО «Доронинское» 20.04.2011 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения представления каких-либо мер в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда ОАО «Доронинское» не приняло, что подтверждается ответом на представление прокурора района.
Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в ОАО «Доронинское» либо собирающихся работать на предприятии, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
В соответствии с требованиями ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Статьей 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статьей 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждён Приказом Минздравсоцразвития России 31.08.2007 года № 569.
Указанный порядок регулирует вопросы деятельности работодателей – юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:
осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;
формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
3) составляет полный перечень рабочих мест организации согласноприложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указаниемоцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса,состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов,результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или)опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;
готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;
составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;
10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ поохране труда.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Аттестация рабочих мест по условиям труда в ОАО «Доронинское» не проведена, меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, руководством ОАО «Доронинское » не приняты, то есть имеет место незаконное бездействие со стороны ответчика.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Часть 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
В соответствии с ч. З ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора РФ и подчинённых ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление определить невозможно. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме этого, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие признано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников.
Таким образом, прокурор считает необходимым признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ОАО «Доронинское», выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и обязать ОАО «Доронинское» провести аттестацию рабочих мест в течение 6 месяцев.
В судебном заседании директор ОАО «Доронинское» Кочетков А.Н. исковые требования признал в полном объёме, просит суд предоставить срок 6 месяцев для проведения аттестации.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тогучинского района Новосибирской области о признании незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ОАО «Доронинское», выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест и обязании ОАО «Доронинское» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда следует удовлетворить в полном объёме.
Руководствуясь ст. 39,173,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие ОАО «Доронинское», расположенного по адресу Новосибирская область, Тогучинский район, с. Завьялово, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда.
Обязать ОАО «Доронинское» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 27 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья подпись
Копия за п/п верна, судья Терехова Е.А.
Справка: решение вступило в законную силу 27 мая 2011 года.
Судья: Терехова Е.А.